В мире вторичная переработка сырья является выгодным бизнесом. Например, в Швеции на вторичную переработку отправляют около 80% отходов. В Японии — половину. В России же, по словам министра экологии Сергея Донского, вторично используется не более 10% мусора. При том что ежегодно в РФ производится около 5 млрд тонн отходов.

В конце июля текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому с августа этого года в России запрещено захоронение 182 видов отходов. Их будут использовать повторно.

Новосибирская область

В Новосибирской области ситуация с отходами близка к коллапсу. Свалки, обслуживающие столицу региона почти исчерпали свои ресурсы. В ближайшие годы они будут закрыты. Новые мусоросортировочные комплексы с полигонами, способные принять мусор из Новосибирска, еще не построены.

По словам гендиректора завода «Квант» Тимофея Федорова, сейчас в Новосибирской области повторной используются лишь 5% ТКО.

«Если бы возле домов не стояли сетки для сортировки мусора, то было бы еще меньше, — считает Федоров — На свалках, куда вывозят мусор, все делается вручную, поэтому никто не старается качественно сортировать отходы».

В таких условиях переработка мусора может представляться бизнесменам лакомым куском. Однако местные предприниматели уверяют, что при нынешнем стечении обстоятельств данная ниша нерентабельна.

Гендиректор мусороперерабатывающей компании «Тайгер-Сибирь» Кирилл Ритерман считает, что положительной динамики доходов на рынке вторичной переработки отходов можно достичь лишь при условии государственно-частного партнерства. Своими силами предприниматели этого сделать не могут.

«Посмотрите на рынок молочной продукции. Он перенасыщен, а туда все равно пытаются войти новые производители. Это говорит о том, что он рентабельный. Если бизнес не приносит прибыли — в него и не идут. Государство должно создать схему, при которой инвесторы будут понимать, что вторичная переработка отходов — бизнес долгосрочный и в него можно вкладывать средства», — считает гендиректор индустриального парка «Экран» Андрей Яковлев.

Им вторит Федоров. По его мнению переработка отходов будет не полноценным бизнесом, а «частной инициативой» до тех пор, пока государство не начнет оказывать помощь предпринимателям.

Продаем сырье — покупаем продукт

На данный момент на рентабельность мусоропереработки негативно влияют несколько факторов.

«Во-первых, несоответствие оборудования мусору. Оборудование для мусоросортировочного комплекса купили в Европе, а оно не подходит для российского мусора. Во-вторых, отсутствие сбыта всех полезных фракций, которые могут быть извлечены. В-третьих, низкая стоимость вторичного сырья. И самое важное — отсутствие первичной сортировки отходов, что делает невозможным отбор полезных фракций, загрязненных такими отходами, как пищевые», — поделился с РБК Новосибирск исполнительный директор компании «Арктика-Сити» Александр Волков.

Федоров отметил, что рынок вторичного сырья нестабилен: сегодня цены на продукцию растут, а завтра снижаются. Также перед местными переработчиками стоит вопросы: кому продавать сырье?

На данный момент российские предприятия сырье, полученное от переработки ПЭТ-бутылок, продают в Китай. Там из него делают синтипон и химволокно, и продают в Россию.

Руководители новосибирских мусороперерабатывающих предприятий сетуют на то, что производители продукции изготавливают упаковку для них из разных материалов, что не позволяет ее использовать вторично.

«Здесь должна быть какая-то централизованная система и какой-то ГОСТ для того, чтобы упаковка могла перерабатываться более тщательно. То есть какой-то продукт делается из какого-то определенного сырья — яичная упаковка, допустим, делается только из полистерола, под другие продукты (тортики и салаты) — из полипропилена. Тогда это было бы значительно проще сортировать и перерабатывать», — считает Даниил Юдин, руководитель компании ПТК «Полимер Рецикл-Н».

Кроме того, производители продукции с пластиковой упаковкой должны платить утилизационный сбор, равный 1% от ежемесячного дохода. Но это делают не все.

Никаких поблажек

Ситуацию могло бы изменить вмешательство государства. Например, послабление или полное освобождение от уплаты налогов. «Представители власти и экономического сектора неоднократно выступали с предложением освободить от уплаты налогов компании, занимающиеся переработкой мусора. Однако до сих пор эти инициативы остаются нереализованными», — рассказал Ритерман.

Волков отметил, что сегодня правительство идет по пути ужесточения наказания за ненадлежащее обращение с отходами по отношению к компаниям, но никак не в сторону каких-либо послаблений.

Федоров видит выход в увеличении объемов производства вторсырья. «Нужно увеличивать объем вторсырья, нужно наращивать перерабатывающие мощности, нужно построить новые предприятия», — считает специалист.

По его словам, на ситуацию сможет положительно повлиять и повышение процента выборки. «Сейчас в России выбирается только 5% отходов, в то время как в Европе — 25%», — подчеркнул Федоров. Также спикер отметил, что существует ряд отходов, по которым нужно выстроить систему селективного сбора. «Несколько лет назад в Новосибирске, на ул. Костычева демонтировали деревянный барак. Бревна, оставшиеся после сноса дома, до сих пор никто не вывез, так как на свалки их не принимают из-за опасения, что они загорятся, а вторично переработать — нет возможности», — поделился Федоров.