В г. Люцерн (Швейцария) проходит съезд Европейской федерации фармацевтических ассоциаций (EFPIA). На совещание, которое собирается раз в год и проходит с 19 по 21 июня, съезжаются представители фармацевтической индустрии из стран Европы. На этот раз на совещании собралось свыше 350 руководителей фармацевтической промышленности. На форуме присутствовали также политики европейского и национального уровня, представители обществ пациентов, специалисты в области здравоохранения, а также журналисты из разных стран.

Президент EFPIA Жан-Франсуа Деек, являющийся в настоящий момент генеральным директором компании Sanofi-Synthelabo, сделал доклад, посвященный важнейшим достижениям европейской фармацевтической промышленности. Речь шла о либерализации торговли, промышленной политике (создание Европейской комиссией группы “G10”), расширении Европейского Союза и доступности лекарственных препаратов для населения развивающихся стран.

Фармацевтическая промышленность - важнейший актив для Европы

Фармацевтическая промышленность способствует развитию общества и улучшению его здоровья, эта наукоемкая отрасль, рассмотренная с точки зрения всех основных параметров, представляется одним из наиболее высокоразвитых секторов европейской экономики. Об этом свидетельствуют основные показатели, приведенные в опубликованном EFPIA докладе «Фармацевтическая промышленность в цифрах - основные показатели. 2001 г.».

  • Занятость: непосредственно в отрасли занято 540 тысяч человек (из них более 85 тысяч - в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Опосредованно, в смежных областях, отрасль создает такое количество рабочих мест, которое превышает в 3 - 4 раза число служащих в самой фармацевтической промышленности.

  • Объемы капиталовложений, направленных за последние 10 лет в отраслевой сектор, связанный с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, удвоились и теперь составляют 17 млрд. долларов (против 7,800 млн. долларов в 1990 г.).

  • Активное сальдо торгового баланса. Отрасль вносит существенный вклад в торговый баланс Европейского Союза: в 2000 г. ее активный баланс составил около 18 млрд. долларов или 26 млрд. долларов - если учитывать Швейцарию. Это примерно вдвое больше соответствующих показателей 1995 года.

Господин Деек, однако, заметил, что с точки зрения инновационной активности и объемов капиталовложений Европа проигрывает в соревновании Соединенным Штатам. По сравнению с успехами американской фармацевтической промышленности положение европейской фармацевтической индустрии можно охарактеризовать как упадок.

Во-первых, в течение десяти последних лет рост объемов продаж в европейской фармацевтической отрасли не превышал 10 процентов, в то время как в США этот показатель равнялся 15 процентам.

В это же время доля Европы в обороте мирового фармацевтического рынка (объем которого за последние десять лет стал втрое больше и достиг 392 000 млн. долларов) сократилась с 32 до 22 процентов, тогда как доля Соединенных Штатов увеличилась с 31 процента до 43 процентов;

За этот же период европейский объем капиталовложений в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возрос в два раза, но в Соединенных Штатах соответствующие капиталовложения увеличились в пять раз.

В 1990 году крупнейшие европейские фармацевтические компании потратили 73 процента средств, предназначенных для научно-исследовательских работ, именно на территории Европейского Союза. В 1999 г. европейские страны инвестировали в научно-технологические разработки, проводимые на территории Европейского Союза, только 59 процентов от израсходованной на эти цели суммы. Главным же зарубежным получателем такого рода трансфертов стали Соединенные Штаты.

Почему центр тяжести фармацевтической промышленности перемещается из Европы в США?

Господин Деек напомнил, что в течение последних нескольких лет центр тяжести фармацевтической индустрии - медленно, но верно - смещался из Европы в США. Экономическая и торговая среда в Европе является менее благоприятной, чем в Соединенных Штатах.

По мнению господина Деека, основными факторами, объясняющими сравнительный упадок на европейском фармацевтическом рынке, является то, что:

  • В Европе, в отличие от США, развитию фармацевтической отрасли мешает разнообразие национальных норм, регулирующих ценообразование и компенсацию. Это различие норм ведет к неограниченному параллельному торговому обороту (который не согласуется со строгим смыслом принципа свободы передвижения товаров), а также к неравенству между гражданами различных европейских государств - поскольку в некоторых странах-членах ЕЭС доступ пациентов к новому медицинскому препарату может быть задержан на несколько лет.

  • Устарело европейское законодательство, регулирующее правила информирования пациентов (постановление 92/28/EEC).

  • Продолжаются попытки нарушения прав интеллектуальной собственности (связаны ли эти попытки с патентным сроком, сертификатом дополнительной защиты или защитой зарегистрированных данных).

  • Отсутствует эффективная долгосрочная политика поддержки и поощрения инноваций.

Вызывает беспокойство также и предстоящее расширение Европейского Союза. Если не провести соответствующей подготовительной работы и не принять мер предосторожности, то грядущее расширение ЕЭС может обернуться для фармацевтических компаний не реальной пользой, а настоящим кошмаром.

Руководство к действию

В связи с этим EFPIA приветствует и поддерживает инициативу Европейской комиссии, в соответствие с которой учреждается «High Level Group on Innovation and the Provision of Medicines» (известная также под именем “G10” - группа десяти). К апрелю 2002 г. группа должна подготовить отчет, касающийся обозначенных выше проблем, а также выработать конкретные рекомендации.

На правах одного из членов G10, EFPIA предлагает принять следующие меры:

A/ Инновации должны поддерживаться эффективной системой, базирующейся на защите прав интеллектуальной собственности и укреплении защиты информации.

  • положение, касающееся юридической защиты изобретений в области биотехнологий (98/44/EC), должно соблюдаться всеми 15 государствами-членами ЕЭС без исключения.

  • Перед принятием в ЕЭС, положение в экономике стран-кандидатов должно быть приведено в соответствие с требованиями по защите интеллектуальной собственности

  • Соглашение Организации по международной торговле, именуемое "Торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность" (WTO TRIPs Agreement), должно неукоснительно соблюдаться.

B/ В пределах всей Европы должен быть укорочен период, в течение которого пациенты получают доступ к новому лекарству:

  • На уровне получения маркетингового разрешения: задержки при регистрации по-прежнему чрезвычайно велики, и это касается обоих видов процедур (а, в особенности, процедуры взаимного признания лекарственных препаратов, которую EFPIA намеревается сохранить, но усовершенствовать).

  • На уровне получения постмаркетингового разрешения: продолжительность административных процедур варьируется и может занимать от нескольких дней до нескольких лет - что приводит к неравноправию граждан разных государств ЕЭС.

C/ Должна быть преодолена раздробленность европейских фармацевтических рынков:

  • Раздробленность европейского рынка (в настоящий момент существует 15 отдельных рынков с существенными ценовыми различиями между ними) - это источник задержек доступа к лекарствам и главная причина существования параллельной торговли, приносящей выгоду только посредникам, а не пациентам или органам здравоохранения;

  • После того, как Европейский союз будет расширен за счет первых шести стран-кандидатов, данная ситуация может только осложниться: наиболее ценные ресурсы, предназначенные для научных исследований и развития новых методов лечения, могут быть переориентированы на ликвидацию неравноправия пациентов из разных стран ЕЭС и развитие медицины в отстающих европейских странах.

Улучшение доступа к лекарствам в развивающихся странах

Трудности, с которыми сталкиваются бедные страны, пытаясь обеспечить доступ своего населения к лекарствам, ясно показывают, что нет одного единственного фактора (будь то патенты на лекарства или высокие цены), который бы создавал препятствия на пути эффективного лечения, подчеркнул Деек. «Действительные» барьеры - те, которые фармацевтическая промышленность не способна преодолеть в одиночку. Это, главным образом, неразвитость местной медицинской инфраструктуры, недостаток финансирования со стороны международных фондов, сомнительные приоритеты бюджетов развивающихся стран, необразованность и плохая информированность населения, отсутствие предупредительной политики. Чтобы придать системе здравоохранения менее развитых стран необходимое качество, нужны и политическая воля, и международная финансовая помощь.

Фармацевтическая отрасль вносит свой вклад в помощь здравоохранению развивающихся стран тем, что:

  • Отводит значительное место исследованию и развитию новых медицинских препаратов, используемых в тех случаях, когда под угрозой жизнь человека (включая лекарства от тропических болезней и запущенных форм болезней);

  • Принимает участие в общественных и частных компаниях, таких как MMV, GAVI и т. д.;

  • Предлагает медикаменты со скидками или на безвозмездной основе (примером чему являются поставки, организованные в соответствии с Accelerated Access Initiative - соглашением, заключенным на данный момент с десятью странами региона Сахары).

Генеральный секретарь ООН Кофи Ананд указал недавно на огромное значение, которое имеет фармацевтическая индустрия для улучшения системы здравоохранения развивающихся стран. Вот слова, произнесенные им в апреле 2001 года: «Фармацевтическая промышленность играет решающую роль. Защита интеллектуальной собственности - ключ к скорейшему продвижению новых лекарств, вакцин и диагностических средств, в которых так остро нуждается население беднейших регионов мира».