Законопроект Минфина о систематизации неналоговых платежей пополнился главой о налоге на утилизацию товаров и упаковки. Это вызвало шквал негодования бизнеса, у которого в рамках реформы управления отходами был выбор — платить экологический сбор или самостоятельно собирать и утилизировать создаваемые им отходы. Обращения против инициативы Минфина готовят в РСПП, ТПП, «Деловой России», КСИИ и даже Совете федерации. В самом же министерстве заявили, что поправки черновые и готовы прислушаться к бизнесу.
Часть поправок в Налоговый кодекс РФ (НК) о замене платы за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом (в отличие от платы он носит не компенсационный, а исключительно фискальный характер) пополнилась новой главой об утилизационном сборе. Она предполагает расширение такого сбора с автомобилей и машин на все другие товары и упаковку.
В концепции реформы управления отходами компании могут либо самостоятельно инвестировать в снижение образования отходов, их сбор и утилизацию — либо платить экосбор. Платеж должен был использоваться на финансирование госпрограмм управления отходами. О том, что экосбор в соответствии с поручением правительства Минфину о систематизации неналоговых платежей попадет в НК, было известно еще с начала 2018 года, но упоминание его в тексте поправок в НК, опубликованном на regulation.ru, вызвало шквал негодования бизнеса. Компании уже начали создавать отраслевые ассоциации для самостоятельного сбора и утилизации отходов и инвестировать в инфраструктуру. В этой ситуации превращение экосбора в налог лишает эти инвестиции смысла. Режим налога противоречит целям и задачам реформы, «не отвечает потребностям, перспективам развития и функционирования отрасли, ухудшает положение участников рынка, влечет для них неблагоприятные последствия, которые не мог учесть законодатель и сами участники правоотношений при установлении обязанности по самостоятельной утилизации отходов товаров и упаковки, а также по уплате экологического сбора», констатирует проект позиции комитета по экологии «Деловой России», с которым ознакомился “Ъ”.
Любовь Меланевская из ассоциации «РусПЭК» говорит, что поправки отменяют возможность самостоятельной утилизации отходов компаниями — они признаются плательщиками сбора без каких-либо исключений. «Нормативная база для полноценной самостоятельной утилизации была сформирована только в этом году, к этому же времени на рынке сформировались ассоциации производителей, а переработчики увидели опции развивать бизнес путем прямого взаимодействия с производителями,— продолжает она.— За самостоятельную реализацию ответственности компаний за отходы всегда выступало и Минприроды. Теперь вся система автоматически разрушается, превращаясь в дополнительный источник пополнения бюджета». При этом с необходимостью повышения эффективности администрирования неналоговых платежей госпожа Меланевская не спорит — но что это отменит возможность самостоятельной утилизации, бизнесу никто не сообщил.
Эту позицию разделяют все деловые и отраслевые ассоциации, в частности РСПП, ТПП, КСИИ, РАТЭК. Письмо в Минфин с поддержкой бизнеса готовят и в Совете федерации. В самом Минфине, впрочем, сообщили, что целью разработки поправок было исполнение поручения о систематизации неналоговых платежей. Документ может измениться. «Tекст опубликован для обсуждения, в том числе с бизнес-сообществом, которое сможет высказать свои предложения к нему»,— говорят в ведомстве.