Инновационное развитие нефтегазового комплекса (НГК) России, по крайней мере, в ближайшие годы, многими экспертами ставится под сомнение. Ввиду текущей финансово-экономической ситуации и сохранения низких цен на нефть. Между тем, «запущение» НГК в технологическом плане, как показывает международный опыт, способно привести эту отрасль к ориентации только на экспорт сырья. С целью окупить хотя бы расходы, можно сказать, по экспортной добыче того же сырья.

Эти и смежные вопросы рассматривались в ходе Национального нефтегазового форума (ННФ), конференции «Аналитика энергетических рынков», состоявшихся в Москве в марте 2015 года.

Как отметил Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН, «в реализации проектов горизонтальных скважин по гидроразрыву пласта мы отстали от стран Запада». Впрочем, как пояснил обозревателю RCC А. Дмитриевский, эти технологии были разработаны еще в СССР. В то же время, по его словам, российскими учеными разработан, к примеру, новый «прорывной» метод: плазменно-импульсное воздействие на продуктивные пласты. Этот метод весьма эффективен для разработки трудноизвлекаемых запасов. Эксперты Альберто Нарделли и Сильвия Мерлер в британской «The Guardian» (Лондон) 11 декабря 2014 г. отмечали, что «США сегодня добывают на 65% нефти больше, чем пять лет назад, благодаря увеличению добычи методом гидроразрыва пласта».

Между тем, не только низкие нефтяные цены, но и реальная экономическая ситуация в стране не очень-то способствует внедрению дорогостоящих инноваций, в том числе в нефтегазовый сектор. По данным тех же экспертов, хотя «большинство российских компаний, подпавших под санкции, пока имеют достаточно большие запасы наличности, но многие из них сталкиваются с трудностями в финансировании, и просто не могут пролонгировать свои долги за счет внешних заимствований». Вдобавок, проявляется и другая негативная тенденция, западные банки и финансовые институты отказываются финансировать даже те российские компании, которые не попали в «черный» список.

Исландский экономист, эксперт Гайдаровского форума-2015 Торвальдур Гюльфасон в газете «DV» (Исландия), 19 января 2015 г., замечает, что «при высоких ценах на нефть Россия не производила ничего, что могло бы заинтересовать другие страны, — только сырье и оружие. В обычном исландском доме нет ни одного товара из России, разве что водка в холодильнике. Так что, может, дешевая национальная валюта станет стимулом для развития?»

Но высказываются также мнения, что в НГК РФ спрос на инновационные технологии, по крайней мере, сохранится. Ввиду того, что нужно задержать падение добычи и начать освоение новых, в основном трудноизвлекаемых запасов. Поскольку «эпоха самотлоров», т.е. легкодоступного сырья, быстро уходит.

При этом, как полагает Михаил Черкасов, директор департамента «Нефть и газ» компании Schneider Electric в России, некоторые участки, находящиеся на поздней стадии разработки, «потеряв свою ценность для крупных компаний, могут оставаться рентабельными для малого и среднего бизнеса. Если на законодательном уровне будут решены соответствующие вопросы, это позволит, образно говоря, вдохнуть в упомянутые участки добычи новую жизнь». А в итоге, по его мнению, появится возможность увеличить совокупную добычу нефти в стране.

При этом М.Черкасов пояснил корреспонденту RCC, что отказ от вложения денег в геологоразведку, в разработку новых активов и в повышение эффективности существующих, как показывает мировая практика, может иметь крайне негативные последствия. Эти риски понимаются, и потому инвестиции будут продолжаться, «хотя и станут более «избирательными» по времени и по конкретным секторам инвествложений». Причем, со стабилизацией мировых цен на нефть — «на каком бы уровне это ни произошло — придут и осознанные планы развития».

Скажем, внедрение систем моделирования «пласт-поверхность» и систем управления насосами для добычи нефти позволяют экономить энергоресурсы и сбалансировать процесс добычи. Наиболее комплексный подход к повышению эффективности добычи, по мнению М. Черкасова, заложен в концепции «умное месторождение» (Smart Field). Она нацелена на то, чтобы оптимально использовать нефтяной пласт и продлить его жизненный цикл. Позволяя при этом моделировать различные ситуации в программе, точно отражающей особенности объекта.

Еще один продукт, актуальный для России, как считают М. Черкасов и ряд других экспертов, — это система диспетчеризации нефтепроводов, выполненная на SCADA-платформе OASyS и включающая систему точного определения утечек на нефтепроводах. Многие добывающие компании в РФ проявляют растущий интерес к изучению и апробированию технологических продуктов такого профиля.

Словом, очень многое зависит от того, какую стратегию развития выберут российские нефтегазовые компании.