«Еврохим» оценил, во сколько ему обойдется срыв сроков калийного проекта в Волгоградской области, и решил стребовать размер упущенной выгоды вместе с уже понесенными убытками со своего подрядчика. В итоге южноафриканской Shaft Sinkers, возможно, придется компенсировать холдингу Андрея Мельниченко до 800 млн долл.

Холдинг «Еврохим» сообщил в пятницу, что его «дочка» «Еврохим-Волгакалий» подала иск на сумму 800 млн долл. в Швейцарскую торговую палату в Цюрихе и Международную торговую палату в Париже против компании Shaft Sinkers. Последняя с 2008 года была подрядчиком «Еврохима» на строительстве клетьевого ствола Гремячинского месторождения калийных солей (общая сумма договора — 270 млн долл.), однако не выполнила свои контрактные обязательства, утверждают в холдинге Андрея Мельниченко.

«Shaft Sinkers пока не получала уведомлений об исках. Но мы считаем, что любые такие претензии необоснованны, и будем жестко их оспаривать», — заявил РБК daily Леонид Вуль, глава Shaft Sinkers в СНГ. Компания готовит собственные иски к «Еврохиму» в связи с расторжением договора (прекратил действие с 20 апреля 2012 года) и собирается дать им ход.

Технология, используемая Shaft Sinkers, оказалась неэффективной, настаивают в «Еврохиме». «Мы были вынуждены сменить технологию и скорректировать сроки», — заявил  представитель холдинга Владимир Торин. Сейчас строительство продолжается в рабочем порядке, но компания решила выставить счет подрядчику. Прямые убытки (включая аванс Shaft Sinkers, стоимость материалов и услуг, затраты на кредитование и т.д.) превышают 161 млн долл., посчитали в «Еврохиме», а еще почти 640 млн долл. — упущенная выгода, которую холдинг теряет из-за задержки начала производства калийной продукции.

Изначально предполагалось, что в рамках первой стадии разработки Гремячинского месторождения производство хлоркалия будет запущено в конце 2013 года, а на полную мощность «Еврохим-Волгакалий» выйдет к 2015 году. Но в августе этого года «Еврохим» сообщил, что переносит срок начала производства на второе полугодие 2015 года. То есть компания не только на полтора года позже начнет получать прибыль от продажи калийных удобрений, но и сама будет вынуждена продолжать закупки сырья.

«Текущая цена калия — 410—450 долл. за тонну (FOB Балтика), а проектная мощность первой фазы на «Волгакалии» — 2,3 млн т в год, — рассуждает Константин Юминов из Raiffeisenbank. — Но рост загрузки мощностей будет постепенный, к тому же на первом этапе большую часть хлоркалия «Еврохим» будет потреблять внутри группы (ежегодная потребность — 720 тыс. т)». Поэтому 600—700 млн долл. — справедливая оценка ущерба, полагает эксперт.

В России взыскание упущенной выгоды отклоняется в подавляющем большинстве случаев, сетует начальник юротдела АКБ «Ланта-банк» Мария Крючкова, но на Западе такие иски имеют вполне реальную судебную перспективу.