Старт газопровода ТАР стал для Европейского союза, как ему кажется, прекрасной возможностью рассказать об успехах диверсификации поставок. Но, как это ни парадоксально, именно начало строительства ТАР показывает полный провал этой политики. Пойдем по пунктам, предлагает Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Момент первый. Европейский союз говорит, что проект ТАР, который является продолжением проекта ТАNАР, дает возможность вывести на европейский рынок новый газ. Что значит «новый»? Это газ из Азербайджана, со второй очереди месторождения Шах-Дениз, откуда в Европу должно прийти 10 млрд кубометров.
10 млрд кубометров – это плод 10-летнего поиска альтернативных источников поставок. Это всё – из одной страны. Мы помним, был газопровод «Набукко», там в качестве источников назывались Ирак, Иран, Египет даже. Сейчас остался один Азербайджан. Конечно, есть попытки реанимировать иранскую историю, но то, как себя ведет Иран, показывает, что договариваться с ним будет настолько сложно, что на это уйдет, думаю, не меньше десяти лет. Тому будут и политические, и экономические причины. Возьмите свежую историю. В Иране под арест попали восемь блоггеров, которые в инстаграме разместили фотографии женщин без хиджаба. Возникают вопросы: с такой страной ЕС как будет налаживать отношения, и как он будет объяснять своим избирателям, что Иран лучше, чем Россия, которую все время изображают страшной авторитарной страной, газ из которой покупать никак нельзя по политическим мотивам?
Идем дальше. 10 млрд кубов – это крайне смешные объемы, если учесть, что на европейском рынке спустя много лет стагнации начался какой-никакой рост, связанный с низкими ценами. Но самое главное, мы видим, что начинает серьезно падать производство газа на территории Европейского союза. То есть, импорт газа в ЕС будет постепенно расти, и 10 млрд кубов на фоне российских 140-150 млрд сегодняшних поставок выглядят не слишком убедительно. И это все, что на южном направлении удалось наскрести.
Почему Европейский союз такой акцент делал именно на юге? Брюссель давно говорил, что зависимость стран юга, юго-востока Европы от России слишком велика и надо эти государства спасать. Кому же в итоге достанется газ со второй очереди Шах-Дениза? Эти цифры давно известны. 10 млрд распределяются следующим образом: восемь идет в Италию, и только два достаются Греции и Болгарии. Итальянский рынок – это один из самых диверсифицированных рынков Европы. Там, действительно, есть российский газ, там есть газ с севера Африки, там есть СПГ-терминалы. То есть Италия – это давно уже конкурентный рынок. Зачем, получается, спасать итальянцев, если вы говорили о необходимости спасения совсем других стран? Совершенно непонятно, почему проект идет именно в Италию. Да, он стартовал в Греции, но конечная точка его – в Италии. Кстати, зачем он идет через Албанию – тоже неясно. Кроме политических целей здесь тоже никакой внятной логики нет. Ну да Бог с ним.
То, что происходит на итальянском рынке – тоже очень интересная тема для анализа. Один из самых конкурентных рынков Европы одновременно является одним из самых дорогих. Возьмите цены для домохозяйств с налогами, и вы с удивлением обнаружите, что газ в Италии стоит дороже всех, кроме Испании, Португалии и Швеции. Вот в этих странах газ еще более дорогой, чем в Италии. Юмор в том, что в Испанию и в Португалию мы, как известно, поставок никогда в жизни не осуществляли. Там нет российского газа, и при этом газ там самый дорогой для потребителей. В Италии наш газ есть, но он конкурирует с СПГ и с североафриканским газом, туда придет еще азербайджанский газ, при этом сейчас там цены самые высокие в Европейском союзе для потребителей. Это означает, что если ЕС отталкивается от интересов покупателей газа, то прежде всего ему нужно было бороться не с Россией, а с налоговыми органами и с продавцами газа в странах Европейского союза. Основная маржа остается в карманах перепродавцов этого газа и в карманах налоговых ведомств, потому что налоговые сборы являются существенной частью цены, которую платят покупатели. Но на это ЕС обращать внимание не желает.
Идем дальше. А на каких условиях были заключены контракты с Азербайджаном? ЕС все время говорит, что нужно отказаться от долгосрочных контрактов и отказаться от привязки газовых цен к нефтяным. Но с Баку заключены именно долгосрочные контракты с привязкой к нефтяным ценам. Причем на условиях, более выгодных для Азербайджана. То есть в этом плане если бы Баку прямо сейчас по существующим контрактам начал поставки газа в Европу, этот газ обходился бы, к примеру, покупателям в той же Греции дороже, чем нынешний российский. Дороже. Это, может быть, кажется странным, но это факт.
Так как же азербайджанский газ продвигает новую европейскую философию? Никак. И это еще не все.
В рамках покупки газа из Азербайджана Баку стал выдвигать такие условия, которые полностью разрушают принципы энергетической политики ЕС. И пришлось эти условия удовлетворять. Но самая яркая история, о которой почему-то умалчивают те люди, которые пьют шампанское на презентации ТАР, это история с покупкой греческой компании DESFA, которая является собственником газотранспортной сети Греции. История эта совершенно фантастическая. Азербайджанская компания SOCAR, которая является государственной, победила на аукционе по продаже контрольного пакета компании DESFA. Совершенно очевидно, что это грубейшее нарушение правил Третьего энергопакета.
Напомню, что согласно этим правилам, производитель газа не может являться собственником газотранспортной инфраструктуры на территории ЕС. Здесь производитель газа не из ЕС покупает газотранспортную компанию Греции. Европейский союз сильно призадумался. Очевидно, что надо было сразу отказывать SOCAR в реализации этой сделки.
Но нельзя было обидеть Азербайджан. Эту сделку заморозили, надолго призадумались, что бы предпринять, чтоб Баку не обидеть. В итоге решили, чтобы контрольного пакета не было, 17 % продать не Азербайджану, а какой-то европейской компании. Дальше начался мучительный выбор такого партнера. И сейчас все говорят, что таким покупателем может стать итальянская SNAP. Конечно, это здорово, что у SOCAR не будет контрольного пакета. Однако Третий энергопакет и владение миноритарными пакетами не допускает. Если SOCAR станет совладельцем DESFA, причем крупным акционером, это будет очень скверная история. Газпром, скажем, в рамках Третьего энергопакета свои доли в газотранспортных системах продает.
Возьмите Прибалтику. Давняя история: Газпром вышел из акционерного капитала эстонских газотранспортных сетей. Под давлением ЕС, но мы выполняем эти правила. А здесь SOCAR разрешается то, что полностью противоречит Третьему энергопакету. И кстати, Азербайджан на полном серьезе говорит, что Европейский союз даст ему разрешение на эту покупку. Ну, это просто будет фантастика. Я лично считаю, что европейским чиновникам должно быть стыдно рассказывать нам истории про Третий энергопакет и про то, что Европа – это такой континент, где законы выполняются невзирая на лица. Как видим, здесь что-то не то происходит.
Таким образом, газопровод ТАР пока никакого серьезного альтернативного объема газа гарантировать не может. Европейский союз в контрактах с Азербайджаном полностью пренебрегает своими же принципами. Никакого избавления стран восточной Европы от зависимости от России не происходит. Газ приходит на итальянский рынок, и без того конкурентный, да еще для покупателя и самый дорогой.
Но и это еще не все. Я абсолютно уверен, что ЕС в рамках игр с Баку придется еще и карабахский вопрос решать. Это очевидно. Азербайджан обязательно свяжет тему поставок газа с политикой. В этом плане очень показательно, что начало строительства ТАР приходится на серьезнейшее обострение отношений Азербайджана и Армении. Что будет делать с этим ЕС, совершенно неясно. Поэтому «Южный коридор» - это серьезная проблема, и открытие ТАР – это не свидетельство того, что ЕС грамотно реализует свою энергетическую стратегию, а как раз констатация того факта, что стратегия пока явно заходит в тупик, пишет Эксперт.