7 декабря Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила с 2018 г. снизить на 16,7% тариф для транспортировки нефти в Китай через Казахстан, сообщила служба. Это нефть, которую экспортирует «Роснефть». В целом тариф на прокачку по системе «Транснефти» увеличится на 4%. По распоряжению правительства тарифы «Транснефти» в 2018–2020 гг. должны индексироваться на уровень инфляции с коэффициентом 0,9–1. Прогноз инфляции на 2018 г. – 4%.

«Эти решения приняты исходя из непревышения прогнозного уровня инфляции и необходимости обеспечения качества нефти по содержанию серы, транспортируемой на нефтеперерабатывающие заводы России и экспорт. Решения также направлены на выравнивание тарифной нагрузки всех потребителей в связи с принятыми изменениями схемы нормальных грузопотоков нефти», – объясняет ФАС.

В 2011 г. «Роснефть» начала поставлять по долгосрочным контрактам с CNPC нефть в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и отводу от него. В 2014 г. добавился новый маршрут – через Казахстан по своповой схеме, прокачка составила 7 млн т, план на 2017 г. – 10 млн т, а в 2018 г., по данным Reuters, «Роснефть» хочет увеличить поставки до 18 млн т.

С этого года по казахскому маршруту «Роснефть» поставляет тяжелую башкирскую нефть. Это высокосернистая нефть (содержание серы – 3,5%), а по контракту с CNPC уровень серы не должен превышать 1,6%. Поэтому нефть «Башнефти» в пути смешивается с западносибирской (содержание серы – 1,6%), и на выходе получается сырье с содержанием серы 1,45%, подходящее для поставок в Китай. Для смешивания нефть необходимо прокачать на большое расстояние, что увеличило стоимость транспортировки. «Роснефть» была этим недовольна и попросила правительство снизить тариф. «Транснефть» считала это необоснованным. «Роснефть» в шоколаде, и ей не стоит жаловаться, так как на восточном направлении, которым компания активно пользуется (70% нефти в ВСТО – сырье «Роснефти»), тарифы дотируются, говорил в январе президент «Транснефти» Николай Токарев.

«Речь идет фактически о дотации «Роснефти» по ее прокачке на Китай, – прокомментировал представитель «Транснефти» нынешнее решение ФАС о снижении тарифа. – Сумма дотации на год по решению ФАС будет составлять примерно 1,1 млрд руб.».

«Транснефть» просила ФАС увеличить тариф на 2018 г. по всей системе на 21%. Она объясняла, что 4%-ная индексация рассчитана исходя из плановой инфляции и не учитывает необходимость платить в виде дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО, как того требует от госкомпаний Минфин. Из-за роста тарифа только на 4% у «Транснефти» возникнет дефицит в 88 млрд руб. и его нельзя будет покрыть сокращением инвестпроектов, говорил представитель монополии, тариф на оказание услуг для «Транснефти» – единственный источник доходов.

ФАС учла все затраты компании, в том числе выплату дивидендов, а предложение увеличить тариф на 21% считает необоснованным, приводит ТАСС слова замруководителя службы Анатолия Голомолзина. Проблема выпадающих доходов «Транснефти», впрочем, будет обсуждаться на специальном совещании у вице-премьера – куратора ТЭКа Аркадия Дворковича. Представитель Минэнерго отказался от комментариев, его коллега из Минфина не ответил на запрос.

По итогам первого полугодия «Транснефть» вернула акционерам 24% прибыли, отмечают Ведомости. В 2017 г. может позволит себе выплату 50% за 2017 г., у компании достаточно ликвидных средств, считает аналитик Raiffeisenbank Сергей Гарамита. На 30 сентября на счетах компании было 118 млрд руб. денежных средств и эквивалентов. В следующем году свободный денежный поток «Транснефти» покрывает только дивиденды исходя из расчета 25% от чистой прибыли, продолжает он. На конец сентября 2017 г. отношение чистого долга монополии к EBITDA составляло 1,7. «В случае необходимости компания может прибегнуть к заимствованиям для покрытия финансовых вложений», – заключает эксперт.