Законопроекты «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов» опубликованы на сайте ФАС. Неделю назад они направлены на согласование в Минэкономразвития и Минэнерго, сказал вчера замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Он надеется, что Дума примет законы в этом году, а заработают они с 2012 г. По словам представителей министерств, отзывы на проекты еще не готовы.

Первый проект устанавливает формулы расчета цен при крупнооптовой (с НПЗ) торговле нефтепродуктами вне биржи. ФАС предлагает определять цены на 95-й бензин, авиакеросин, летнее дизтопливо и топочный мазут, исходя из того, что поставки на внутренний и внешний рынки должны приносить одинаковый доход. Для этого из цены на одном из мировых рынков будут вычитаться расходы на транспортировку, экспортная пошлина, прибавляются НДС и акцизы. Получившаяся величина может быть изменена не более чем на 3%, но не произвольно — этот коэффициент устанавливает правительство.

Другой порядок формирования цены предусмотрен для зимнего дизтоплива, аналоги которого на мировых рынках не торгуются. Цену на него предложено считать, умножая стоимость летнего дизеля (по описанной выше формуле) на определяемый правительством коэффициент, размер которого не ограничен. Именно зимнее дизтопливо дорожало быстрее других нефтепродуктов в конце прошлого — начале этого года: по расчетам «Кортеса», за 2010 г. бензин подорожал в рознице на 6-9% в зависимости от сорта, что сравнимо с инфляцией, а дизтопливо — на 23%. Инфляция на бензоколонках закончилась третьей волной антимонопольных дел против нефтяников, которые еще расследуются, и поручениями премьера Владимира Путина снизить цены.

Биржевые цены согласно проекту не могут быть признаны монопольно высокими, все крупнооптовые торговцы нефтепродуктами обязаны продавать на бирже не менее 15% их выпуска. Ранее такое условие ФАС включала в мировые соглашения с «большой четверкой» нефтяников по делам о злоупотреблении коллективным доминированием на оптовом рынке нефтепродуктов в 2008-2009 гг. С ним согласились ТНК-ВР, «Лукойл» и «Роснефть», а «Газпром нефть» продолжает судиться.

Формула нормальная только в первом приближении, говорит директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко: при желании можно получить сильно отличающиеся цены, так как рассчитать транспортные издержки сложно и не ясно, как будут определяться коэффициенты. Но «цена экспортного паритета должна быть не потолком, как у ФАС, а полом», считает Вакуленко: предельной может быть стоимость импортного паритета.

Второй законопроект ограничивает региональную долю одной компании на розничном рынке нефтепродуктов 25%. После достижения этого уровня компании запрещается приобретать или арендовать заправки, а также покупать земельные участки под них. В случае нарушения запрета сделка признается ничтожной, а с иском в суд может обратиться не только ФАС, но и «любое заинтересованное лицо», например конкурент. Компания, контролирующая более 25% емкости хранилищ моторного топлива в регионе (за исключением хранилищ Росрезерва и Минобороны), обязана предоставить конкурентам недискриминационный доступ к своим мощностям. В большинстве регионов есть хотя бы один игрок, доля которого на розничном рынке превышает 25%, говорит Вакуленко.

В проект ФАС включила и идею разделения юридических лиц, занимающихся оптовой и розничной торговлей. Мера предусмотрена программой развития конкуренции, одобренной правительством еще в 2009 г.

Представитель «Лукойла» говорит, что оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами в холдинге давно занимаются разные юрлица: мелкий опт и розница — у региональных предприятий нефтепродуктообеспечения, крупный опт — у НПЗ. Не связаны между собой и сбыт бензина и авиакеросина, утверждает он: последним уже несколько лет занимается исключительно «Лукойл-аэро». Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» отказались от комментариев, представитель ТНК-ВР на запрос «Ведомостей» не ответил.

Напоминаем, что I Международная конференция «Дизель 2011» состоится 20 апреля 2011 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Информационным партнером конференции является компания «Кортес». Дополнительную информацию о предстоящем мероприятии Вы можете получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creon-online.ru.

Компания «Креон» и ОАО «Волжский Оргсинтез» приглашают Вас принять участие в III Международной конференции «Бензины 2011», которая состоится 21 апреля 2011 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Для регистрации необходимо заполнить заявку на участие и прислать по факсу + 7 (495) 797-49-07 или на e-mail: org@creon-online.ru.