Федеральная служба по тарифам (ФСТ) отказала в повышении на 20% тарифа на прокачку нефти по трубопроводу ВСТО оператору нефтепровода — «Транснефти». Об этом «Известиям» сообщил начальник управления регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ РФ Денис Волков. По его словам, решение мотивировано принятым ранее постановлением правительства о заморозке тарифов на прокачку нефти по всей системе «Транснефти». И исключение для отдельного направления, пусть и самого премиального в стране, сделано не будет. Нефтяники приветствуют решение ведомства, поскольку оно сохранит их высокие прибыли от экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 

«Транснефть» ранее направила в Минэнерго и ФСТ предложение повысить с 1 января 2014 года экспортный тариф, действующий на трубопроводе ВСТО и отводу от него на Китай, на 20%, или на 450 рублей — до 2,531 тыс. рубля за тонну. Компания мотивировала это тем, что поставки по ВСТО в направлении порта Козьмино является сегодня самым прибыльным направлением экспорта. С учетом налоговых льгот для нефтяных месторождений в Восточной Сибири прибыль компаний с каждой тонны, поставленной по ВСТО, доходит до $79 против $47 на других экспортных направлениях. 

Свою позицию «Транснефть» подкрепляла тем, что большую часть выручки от повышения тарифа монополия намерена была перечислить в пользу госбюджета — исходя из расчета $10–15 за тонну нефти. Оставшиеся средства должны были пройти на расширение ВСТО до 80 млн т в год.

Сейчас по ВСТО прокачивается 37 млн т нефти в год с перспективой увеличения мощности трубопровода до 80 млн т в год к 2030 году. Однако ранее глава Минэнерго Александр Новак говорил о том, что трубопровод, возможно, будет расширен раньше, поскольку нефтяники планируют добывать больше нефти в Восточной Сибири уже к 2020 году. По данным «Транснефти», объемы, запрашиваемые компаниями на прокачку к 2020 году, достигают 88 млн т, а к 2028 году — 93 млн т. 

Представитель «Транснефти» Игорь Демин не стал комментировать решение ФСТ. Получить официальный комментарий в Минэнерго не удалось. Источник в Минэнерго дал понять, что ведомство также высказалось против повышение тарифа, в первую очередь руководствуясь итогами устных консультаций с крупными нефтяными компаниями, которые выступили против перспективы платить больше за прокачку нефти. Он также сообщил, что в результате общей заморозки тарифов на 2014 год «Транснефть» вынуждена была скорректировать свою инвестпрограмму.

Представитель «Лукойла» поддерживает позицию ФСТ и не видит причин делать исключения из правила заморозки тарифов «Транснефти» для одного из ее направлений. При этом он подчеркнул, что компания хотела бы прокачивать больше нефти по ВСТО, но пока имеет возможность поставлять только 100 тыс. т нефти в месяц.

Источник, близкий к «Роснефти», отмечает, что любое повышение тарифов на транспортировку нефти повышает издержки компаний. Кроме того, инициатива «Транснефти» идет вразрез с поручением главы государства о заморозке тарифов естественных монополий. Глава «Роснефти» Игорь Сечин еще в начале сентября заявлял о нецелесообразности повышения тарифов «Транснефти», мотивируя это достаточностью текущих средств для реализации инвестпроектов трубопроводной монополии.

По мнению содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, «Транснефть» может и дальше пытаться обращаться в правительство с целью добиться роста тарифа в восточном направлении, если найдет иные веские аргументы для этого.

— Впрочем, оператор может договориться непосредственно с нефтяными компаниями, которые хотят прокачивать больше своей нефти в премиальном восточном направлении, о софинансировании расширения трубопровода ВСТО. В соответствии с теми объемами сырья, которое они хотели бы поставлять в эту трубу. Ведь в итоге компании удалось договориться с «Роснефтью» об инвестиционной составляющей тарифа по ответвлению в Китай. Однако в случае схемы с участием нефтяников рост тарифа может оказаться на порядок ниже, ведь в случае если бы «Транснефть» убедила правительство повысить тариф в восточном направлении на $20 за тонну, одна только «Роснефть» потеряла бы 9–10 млрд рублей прибыли в год, — говорит эксперт.