"Газпром", который пытается избежать оферты миноритариям газораспределительных организаций (ГРО) на 8 млрд руб., решил не вступать из-за этого в конфликт с одним из своих акционеров — государственным "Роснефтегазом".
Монополия исключила его из списка аффилированных лиц, что давало повод отказаться от оферты. Но основания для этого все еще остаются, и миноритариям в любом случае придется добиваться оферты через суд. Причем, если суд поддержит "Газпром", проблемы могут возникнуть у "Роснефтегаза" и "Роснефти".
На прошлой неделе "Газпром" сообщил об изменениях в списке аффилированных лиц по состоянию на 31 декабря 2013 года. Из него 13 декабря был исключен государственный "Роснефтегаз", владеющий 10,74% монополии. В самом "Роснефтегазе" от комментариев вчера отказались.
"Газпром" в одностороннем, по сути, порядке признал "Роснефтегаз" аффилированным с собой еще в июне 2012 года, хотя известно об этом стало только в сентябре 2013 года. В монополии поясняли, что члены совета директоров одной из ее дочерних структур ("Камчатгазпрома") почти в полном составе вошли в совет директоров одной из дочерних структур "Роснефтегаза" ("Дальтрансгаза"), и поэтому две компании на основании закона о защите конкуренции стали аффилированными.
Задержку с раскрытием информации в "Газпроме" называли технической ошибкой. Но в конце 2013 года "Дальтрансгаз" полностью перешел под контроль "Газпрома" и, соответственно, аффилированность с "Роснефтегазом" исчезла.
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, указывали, что через признание аффилированности с "Роснефтегазом" "Газпром" пытался избежать оферты миноритариям газораспределительных обществ (ГРО). В начале апреля прошлого года монополия приобрела у "Роснефтегаза" доли в 72 ГРО, в том числе "Дальтрансгазе". В 38 из них были миноритарии, и, согласно закону "Об акционерных обществах", "Газпром" должен был выставить оферту, сумма которой оценивалась в 8 млрд руб.
Но в результате возникли проблемы у "Роснефтегаза". Его аффилированность с "Газпромом" означала, что и "Роснефть", где госхолдинг владеет 69,5% акций, может войти в одну группу лиц с монополией. "Но "Роснефть" это не указывала, например, при подаче ходатайств на сделки в ФАС. Формально служба могла пересмотреть свои решения",— говорил один из собеседников.
За время аффилированности "Роснефть" заключала целый ряд крупных сделок, например, по покупке ТНК-ВР и консолидации НГК "Итера". Другой источник подчеркивает, что именно эта угроза стала поводом для отказа от аффилированности — в противном случае "Роснефтегаз" мог попытаться оспорить ее в суде (в самой "Роснефти" ситуацию не комментируют).
С признанием "Роснефтегаза" аффилированным с "Газпромом" лицом не согласились и миноритарии ГРО, один из которых — УК "Арсагера" — подал иск к монополии в арбитражный суд Москвы с требованием выставить оферту. Кроме того, один из миноритариев обратился за разъяснением ситуации в ФАС. Служба в лице ее руководителя Игоря Артемьева в целом поддержала претензии и не нашла оснований для признания аффилированности.
Следующее рассмотрение иска миноритариев назначено на 30 января. В УК "Арсагера" заявили, что "Газпром" все равно "должен признать ошибку и выставить оферту". "Если этого не произойдет, мы продолжим добиваться оферты через суд. Признание, что "Роснефтегаз" перестал быть аффилированным, должно учитываться судом",— сказали в компании. "Роснефтегаз" участвует в этом разбирательстве в качестве третьего лица.
Партнер юридической фирмы Incor Alliance Law Office Денис Кутишенко отмечает, что суд, конечно, примет к сведению, что "Роснефтегаз" перестал быть аффилированным с "Газпромом" лицом. Но сделка по приобретению долей в ГРО прошла в апреле, на тот момент компании были аффилированы.
Поэтому если "Газпрому" удастся доказать в суде, что оснований для этого достаточно, то миноритариям вряд ли удастся добиться оферты. Но в таком случае останется реальной и угроза для сделок "Роснефти", совершенных в период аффилированности.