В среду 19 апреля в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась конференция Creon «СУГ 2011». Партнерами конференции стали «СГ-Транс» и Quest International Trading, мероприятие прошло при поддержке ИАЦ «Кортес» и общественной организации «Деловая Россия». Основными секторами потребления СУГ (сжиженных углеводородных газов) являются энергетика, транспорт и нефтехимия. При этом все участники рынка, в том числе представители нефтяных и нефтехимических компаний признают, что именно СУГ являются наиболее оптимальным нефтехимическим сырьем. Это мнение разделяют и представители экспертного сообщества, поэтому обсуждение проблем использования СУГ в нефтехимии и других секторах потребления является исключительно важной проблемой. Об это в приветственном слове к участникам конференции сказал генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов.
Обзорный доклад о рынке СУГ в России представила руководитель отдела нефтепродуктовых рынков ИГ «Петромаркет» Александра Зубачева. Согласно приведенным ею данным, потребление СУГ в России сильно сократилось в 2009-2010 годах, однако в 2011 году восстановилось и почти вышло на докризисный уровень. При этом экспорт сжиженных газов стабильно рос на протяжении последних лет, по итогам 2011 года за рубеж будет поставлено 3,4 млн т из почти 12 млн т товарных СУГ. В структуре производства товарных СУГ наиболее заметен пропан-бутан, на который приходится 40% выпуска, остальные объемы распределяются в основном между индивидуальными пропаном, бутаном и изобутаном. При этом ГПЗ, НПЗ и установки ЦГФУ нефтехимических комбинатов играют примерно равную роль в производстве сжиженных газов в России. На нефтехимическую индустрию приходится более 50% потребления товарных СУГ в стране, однако потребляются в основном индивидуальные углеводороды (преимущественно изобутан и бутан), тогда как роль пропан-бутановой смеси в сырьевом балансе нефтехимии невелика. Автотранспорт, преимущественно легкогрузовой, потребляет около 2 млн т СУГ ежегодно, на коммунальные нужды уходит до 2 млн т газов в год, однако первый рынок постепенно увеличивается, тогда как второй сокращается за счет магистральной газификации природным газом.
До 2020 года прирост производства СУГ в стране будет обеспечиваться за счет проектов утилизации ПНГ, освоения нефтегазовых месторождений Каспия, Восточной Сибири и Сахалина. Новыми крупными потребителями СУГ, по оценке г-жи Зубачевой, станут нефтехимические комплексы в Тобольске, Находке и Салавате мощностью по 1 млн т этилена каждый. Автопарк за те же годы сможет увеличить потребления СУГ не более, чем в 1,5 раза. Экспорт СУГ при их избытке внутри страны может увеличиться, причем география его существенно изменится. Сейчас основными потребителями российских СУГ являются Польша, Турция и Финляндия, на морские перевозки приходится только 30% объемов экспорта. Новые экспортные терминалы в Усть-Луге и Темрюке смогут увеличить объемы морского экспорта на 2,5 млн т ежегодно.
Доклад г-жи Зубачевой вызвал смешанную реакцию аудитории и оживленную дискуссию, в основном касающуюся роста объемов экспорта сжиженных газов. С точки зрения г-жи Зубачевой, рост экспорта связан с падением внутреннего спроса и недостаточными усилиями государства по его стимулированию. Заместитель генерального директора «СГ-Транс» Дмитрий Калашников и другие участники конференции не согласились с этим утверждением, поскольку российская нефтехимия сейчас испытывает постоянный дефицит сырья и сжиженные газы в ее балансе заменяются нефтяным сырьем. «Незаменимым» является только сырье для каучуковых мономеров и эфирных топливных присадок, что и объясняет несоответствие структур производства и потребления СУГ в России. Что же касается использования СУГ для топливных нужд, то четко разграничить потребление автотранспортом и коммунальным сектором сложно из-за существования «серого» рынка автогаза, который предназначается бытовым потребителям. Главный инженер «СГ-Транс» Александр Скуратов напомнил аудитории, что нынешняя система государственного регулирования рынка СУГ, в том числе «балансовое задание» (поставки экспортерами фиксированных объемов бытового газа населению внутри страны по льготным ценам), частично унаследована от времен централизованного управления и планирования развития отрасли, которых больше нет.
Заведующая сектором СУГ ИАЦ «Кортес» Мария Кузина рассказала о рынке фракций С4 (нормальном бутане и изобутане), которые имеют важное значение для производителей нефтехимической промышленности в качестве сырья. Соотношение производства бутановых фракций составляет 2:1 в пользу н-бутана и сохраняется таким постоянно с незначительными отклонениями в ту или другую сторону. Производство н-бутана с 2006 г. выросло, при чем наиболее значимый скачек пришелся на 2010-2011 гг. Ключевой вклад в рост производства внесли Тобольский НХК и «Уралоргсинтез» «Сибура», а также Омский НПЗ «Газпром нефти». Общий объем производства бутанов в 2010 г. составил 3,3 млн т (27% от валового производства всех сжиженных газов). Потребление н-бутана на внутреннем рынке России стагнирует, а в нынешнем году даже наметилось снижение. Однако неуклонно растет экспорт. Среди производителей н-бутана полностью ориентирована на экспорт продукция «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть», более половины произведенного н-бутана вывозит за рубеж «Сибур». В общей сложности за пределы страны уходит треть этого сырья, за пять лет объемы экспорта выросли в 2,6 раза при том, что производство за этот же период увеличилось только на 18%. Цены на н-бутан в России следуют за мировыми и с их ростом в этом году объемы экспортных поставок резко увеличились, тем более, что продукт не облагается экспортной пошлиной. Рост экспорта вместе с увеличением значимости внутрикорпоративной переработки ведет к резкому сжатию «свободного» рынка н-бутана в России (за пять лет он сократился почти вдвое). Это еще больше усугубляет дефицит сырья для предприятий нефтехимии. При этом значимыми покупателями российского бутана являются Borealis в Финляндии и «Карпатнефтехим» на Украине, которые являются, соответственно, крупными поставщиками в страну полиэтилена и ПВХ. Таким образом, по выражению г-жи Кузиной, вывезенный бутан «возвращается» в Россию в виде импортных полимеров.
Заместитель начальника управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки «ЛУКойла» Кирилл Попов рассказал о перспективах производства и использования СУГ предприятиями компании. По его словам, высокая доля СУГ, которые направляются на нужды нефтехимии, характера для США, тогда как в Европе эта величина составляет всего 16%. Это связано с традиционной высокой в силу исторических причин долей использования СУГ для коммунальных нужд, особенно, в Польше. Однако в ближайшие годы Польша намерена заменить системы газификации СУГ на газификацию сланцевым газом, для добычи которого созданы льготные экономические условия. Ключевыми факторами развития рынка СУГ в России г-н Попов назвал программу утилизации ПНГ, меры государственной поддержки развития нефте- и газохимии до 2030 года и стимулирование использования СУГ автотранспортом. Однако утилизация ПНГ возможна и путем его использования для энергетических нужд, большинство нефтехимических мегапроектов пока не идут дальше деклараций, а системную работы по развитию потребления газового топлива транспортом ведет только «Газпром», однако делает ставку на компримированный природный газ.
Планы «ЛУКойла» предполагают не только создание Каспийского ГХК, но и расширение мощностей Пермских заводов. В рамках работ по созданию Каспийского ГХК к 2016 году будут существенно увеличены мощности «Ставролена», причем газовое сырье (в том числе этан) будет составлять три четверти его сырьевого баланса. В то же время комбинат получает газовое сырье «ЛУКойла», в частности, ШФЛУ, уже сейчас. Это обстоятельство вызвало дискуссию среди участников конференции, поскольку неразделенная ШФЛУ содержит ценные фракции индивидуальных углеводородов для выпуска каучуков и топливных присадок, в которых нуждается нефтяная компания. Однако любая идея глубокой переработки сырья должна базироваться на экономическом расчёте, и использование ШФЛУ непосредственно в качестве сырья пиролиза, по словам г-на Попова, сегодня выгоднее, чем использование продукции более глубоких переделов.
Начальник управления отраслевых программ «Газпром Газэнергосеть» Анатолий Ким рассказал о перспективах использования СУГ в качестве моторного топлива на автотранспорте и для автономной газификации. По его словам, в ближайшее время потребление СУГ может существенно отстать от производства этой продукции. В настоящее время объемы потребления сжиженных газов на автотранспорте в качестве моторного топлива в 10 раз ниже, чем бензинов, только 3% автопарка использует это топливо. В основном речь идет о легковых и, особенно, о легкогрузовых автомобилях, тогда как число газовых автобусов сокращается, несмотря на усилия властей по экологизации общественного транспорта. Ряд законодательных инициатив призван открыть для СУГ новые рынки сбыта, в части включения использования СУГ в региональные программы энергосбережения и энергетической эффективности, а также в части реализации мер поддержки сельхозпроизводителей, которые готовы были бы использовать СУГ. В Нижегородской области реализуется совместный с «Сибуром» проект по переводу на СУГ муниципальных автобусов, при этом на региональном уровне для газомоторных автомобилей в два раза снижен транспортный налог. Аналогичный проект реализуются и в Белгородской области. В то же время интерес как для муниципальных властей, так и для «Газпрома» представляют не только СУГ, но и КПГ. В регионах юга России уже в следующем году начнется эксплуатация большого числа автобусов, работающих на природном газе, создается сеть АГНКС. Пока же из 1,4 млн газомоторных автомобилей в России только 100 тыс. работают на метане.
Отдельное внимание г-н Ким уделил проблемам использования СУГ для энергетических и бытовых нужд. «Газпром газэнергосеть» является оператором по выполнению т.н. «балансовых заданий», однако г-н Ким призвал государство либо навести порядок в этой сфере, либо отменить эту систему в связи с ее непрозрачностью. Он признал массовое распространение «серых» схем коммерческой реализации «балансового газа», при которых газовоз вместо поселка направляется на ближайшую автозаправку. В то же время, как заметили участники конференции, нередко такого рода действия связаны с тем, что емкости для хранения СУГ есть только на автозаправках. В ряде регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока проекты «Газпром газэнергосеть» по автономной газификации касаются в основном газификации котельных, которые ранее использовали уголь и мазут. Это, по словам г-на Кима, позволяет существенно улучшить экологическую ситуацию в таких населенных пунктах.
«Инфраструктуре экспорта СУГ был посвящен совместный доклад специалистов «Морстройтехнологии», директора по развитию Сергея Семенова и руководителя проектов Софьи Катковой. В 2010 году экспорт СУГ из России вырос на 22% и продолжает стабильно увеличиваться. В то же время инфраструктурное обеспечение экспорта сейчас остается слабым. Более 70% сжиженных газов поставляется за рубеж железнодорожным транспортом, при этом одна цистерна для перевозки СУГ стоит около 100 тыс. долларов, несколько дороже нефтебензиновых. Специфика рынка железнодорожных перевозок СУГ в том, что в основном цистерны принадлежат самим предприятиям, а не компаниям-операторам. При этом две трети парка принадлежат всего шести компаниям-операторам. Мощности трех заводов-производителей цистерн в СНГ недогружены в силу дефицита комплектующих для вагонных тележек. За последние 10 лет изменился модельный ряд газовых цистерн (грузоподъемность увеличилась с 25 до 33 и более тонн), благодаря чему тот же объем груза вывозится меньшим количеством цистерн.
Большинство анонсированных проектов строительства морских портовых терминалов для перевалки СУГ пока далеки от реализации, остаются в стадии деклараций. В России единственный терминал перевалки СУГ находится в Темрюке, однако он не используется на полную мощность, в том числе из-за ограничений подъездных путей и размера принимаемых судов. Терминал в Усть-Луге начнет работать не ранее 2013 года. В то же время уже сейчас традиционные потребители российских сжиженных газов, Турция и Польша, на которых приходится две трети импорта, активно развивают проекты по использованию СПГ. В то же время общий рост потребления российских СУГ в Европе может составить 4 млн т, в том числе за счет сокращения местного производства.
Технический менеджер департамента зарубежного и специального строительства «Стройтрансгаза» Валерий Плотников рассказал о состоянии газопереработки в России и перспективах создания газоперерабатывающих и нефтехимических мощностей в Иркутской области. По его словам, при сценарии полного развития газопереработки и газохимии в Иркутской области возможно создание комплекса производств с годовым объемом выручки 1,5-2 млрд долларов. Сырьем для них могут служить 5 млрд кубометров газа и 362 тыс. т газового конденсата месторождений региона. В целом к 2030 году в России будет, по прогнозам компании, производиться до 30 млн т СУГ, из которых на нужды нефтехимии должно направляться 18 млн тонн, тогда как потребление нефтяного сырья несколько сократится. У «Стройтрансгаза» имеется опыт проектирования «под ключ» ГПЗ в Сирии мощностью 2,5 млрд м3, однако дальнейшее разделение ШФЛУ на индивидуальные газы там не производилось, пропан-бутановая смесь поставлялась потребителям в Ираке и Иране.
Вице-президент НП «МБНК» Антон Карпов рассказал об опыте биржевой торговли сжиженными газами. Первые торги, идея организации которых принадлежала «МБНК», «Сибуру» и «Роснефти», состоялись 2 года назад. Их целью было появление публичного рыночного индикатора цен на этот ресурс. С тех пор число участников торгов заметно расширилось, в прошлом квартале объем торгов достиг 30 тыс. т. Основными поставщиками СУГ для биржевой торговли сейчас являются «Сургутнефтегаз», «Сибур», «ЛУКойл» и «НоваТЭК». Сейчас на бирже зарегистрировано 780 покупателей – трейдеров, крупных оптовиков, небольших операторов АЗС и нефтехимических предприятий.
Руководитель бизнес-направления XPS «Технониколь» Василий Ткачев рассказал об использовании СУГ в качестве вспенивающего агента при производстве плит XPS. Главной причиной востребованности сжиженных углеводородных газов в этом качестве является рост цен на фреоны, которые традиционно используются для этих нужд. Объем спрос невелик – всем российским производителям XPS необходимо не более 2,5 тыс. т изобутана ежегодно. Проблемой является высокая горючесть изобутана, что повышает риск аварий как при производстве, так и при хранении готовых пеноплит, пока из них не выветривается изобутан. Несколько подобных аварий, сопровождавшихся крупными пожарами, уже произошли на предприятиях отрасли, которые после этого начали относиться к более дешевому вспенивающему агенту с большей осторожностью.
Генеральный директор «Трансхимэкспорта» Александр Шаров рассказал о перспективах развития внешней торговли СУГ между Россией и Ираном. В Иране, в отличие от России, нефтехимия развивается высокими темпами, и только за последние пять лет было введено в строй 4 млн т пиролизных мощностей. Сжиженные газы производятся в основном на побережье Персидского залива и экспортируются в азиатские страны. Несмотря на высокую стоимость транспортировки в газовозах (430-450 долларов за тонну при перевозке из Бандар-Имама в корейский Пусан), иранское сырье пользуется спросом. В то же время на севере страны из-за транспортных ограничений наблюдается дефицит сжиженных газов, которые сейчас ввозятся туда из Казахстана и Туркмении. Россия могла бы стать активным игроком этого рынка, а также продавать в Иран гелий. При этом у силу развития газопереработки и нефтехимии в Иране наблюдается избыток ряда дефицитных в России углеводородов, таких как изопентан, изобутилен и бутадиен, которые уже сейчас ввозятся в страну по долгосрочным контрактам. В частности, потребителями иранского бутадиена стали многие российские синтетического каучука.
Глава компании Creon Фарес Кильзие считает, что нужно сделать все, чтобы уменьшить вывоз сжиженных газов из России, тем более, что стабильный спрос на них создают только нефтехимические заводы, прямые конкуренты российских компаний, а перспективы потребления в других секторах сомнительны. Г-н Кильзие вместе с другими участниками рынка возлагает большие надежды на «Сибур», ключевого оператора рынка сжиженных газов. Именно переработка крупных ресурсов СУГ позволяет компании претендовать на лидерство в российской нефтехимии, на «Сибур» смотрит большинство участников рынка при формировании стратегий развития, они видят «Сибур» в качестве главного поставщика и переработчика СУГ для нефтехимической индустрии. Стимулировать же переработку сжиженных газов внутри страны должно Минэнерго. Экспорт СУГ из России необходимо максимально затруднить с помощью таможенных пошлин и разработать систему мер беспрецедентного стимулирования их химической переработки, причем только налоговыми льготами эти меры исчерпываться не должны.