Согласно данным Минпромнауки, химическая и нефтехимическая отрасли в ближайшие четыре года будут оставаться в числе ведущих в российской промышленности. Ожидается увеличение объема производства в сопоставимых ценах в этих отраслях на 31,7% за 2001-2004 гг., в то время, как в целом по промышленности этот показатель возрос на 16-20%. Увеличится и доля инвестиций в основной капитал химической и нефтехимической промышленности: с 2 до 2,3%.

Однако, многие эксперты полагают, что приведенные цифры занижены. Марина Ионова, главный аналитик компании «Русские инвесторы» прогнозирует рост производства Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании на 55-60% к 2005 году, а Геннадий Красовский из «НИКойла» говорит об инвестиционном буме в нефтехимической отрасли: «В последний год мы наблюдали рост <инвестиций> на 25%, за первую половину текущего года – на 16%. По моим оценкам, «Сибур», «ЮКОС», «Лукойл» и Татнефть вложат до 2004 г. в нефтехимию порядка 1,5 млрд долларов».

Лидер не дает догнать себя

Несмотря на бурное развитие и несомненные перспективы, в настоящее время ощущается крайняя "недоинвестированность" нефтехимической отрасли. Она отстает не только от явного лидера – топливной промышленности, но и от таких отраслей, как энергетика (см. диаграмму).

Одна из основных причин этого состоит в том, что большинство крупнейших нефтехимических предприятий находится под контролем газовых и нефтяных компаний. Соответственно происходит и расстановка приоритетов: дочерним предприятиям сложно выстраивать собственную инвестиционную политику, да и бюджет подконтрольных предприятий зачастую регулируется головной компанией. Вот лишь несколько примеров такой ситуации.

«Сибур», контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «Газпром», в свою очередь, контролирует 60% акций «Азота» и владеет контрольным пакетом акций «Ортона». В настоящее время идет речь о контроле «Сибура» и над Омским шинным заводом и корпорацией «Сибнефтегазопереработка».

Другой гигант – «Лукойл», купив 50% акций украинского концерна Ориана, перевел свой нефтехимический бизнес в «Лукойл-Нефтехим». Под контролем ЗАО «Лукойл-Нефтехим» находятся АО «Ставролен» (бывший Буденновский завод пластмасс) и АО «Саратоворгсинтез» (бывший «Нитрон»), специализирующиеся на производстве нитрилакриловой кислоты и нитрона. Кроме того, компании принадлежит завод «Ставропласт» (бывший завод «Сувенир») и более 51% терминала по перевалке жидких химических грузов «Варс» (Вентспилс).

«Нижнекамскшина» и Ефремовский завод синтетического каучука находятся под контролем компании «Татнефть».

Свобода в дозволенных рамках

В некоторых случаях нефтехимические отделения предприятий-гигантов разрастаются и приобретают определенную самостоятельность. Так обстоит дело, например, с упомянутыми «Лукойл-нефтехимом» и «Сибуром». Эти компании активно сотрудничают с западными инвесторами и проникают на зарубежные рынки. Так, «Сибур» начал внедрение на европейский рынок, получив опцион на пакет акций крупнейшего в Восточной Европе производителя поливинилхлорида — венгерского Borsodchem. В августе «Сибур-ПЭТФ» и германская компания Zimmer AG подписали контракт на 17,5 млн долларов на строительство второй очереди установки по производству полиэтилентерефталата в Твери. Заключен также договор с Basell (Швейцария) и Tecnimont (Италия) о строительстве завода по производству полиэтилена в Кстове.

В ряду относительно самостоятельных компаний можно назвать и отечественную Итеру, выкупившую 15% акций Владимирского химического завода.

Поступления из-за рубежа: всем – понемножку

Не секрет, что капитализация многих отечественных предприятий складывается за счет иностранных инвестиций. Распределяются они несколько иначе, чем вложения соотечественников (см. диаграмму).

Хотя, как и следовало ожидать, наиболее привлекательна для иностранных инвесторов топливная промышленность, отставание от нее нефтехимической отрасли не столь значительно, как описанное выше. Но это лишь относительные цифры, за ними не стоят значительные суммы в абсолютном выражении. Общая сумма инвестиций в нефтехимию – 47 млн долларов – катастрофически мала для отрасли, которой, по мнению аналитиков, требуется не менее 5 млрд долларов вложений.

Основной причиной столь низкого интереса иностранных инвесторов является внутренние проблемы нефтехимической отрасли (такие, как изношенность основных фондов) и низкая правовая культура в стране. Например, такие ключевые законы, как «О глубокой переработке углеводородного сырья» и «О нефтяном попутном газе» только готовятся к рассмотрению. Не стимулируют вложения денег и периодическое возникновение конфликтных ситуаций с иностранными инвесторами (например, на «Альстом СЭМЗ»).

Однако, иностранные игроки все же рискуют, рассчитывая на большие доходы от вложений в нефтехимию.

Who is who

По данным Госкомстата в 2000 году основными инвесторами в российскую нефтехимию были Швейцария (88,8 млн долларов), США (12 млн) и Великобритания (3,9 млн). В 2001 году к их числу присоединились Германия и Голландия.

Как правило, иностранным инвесторам принадлежит не более 25% акций нефтехимических предприятий, поэтому говорить о «засилье иностранных инвесторов» или, тем более, о «контроле Западом отечественной нефтехимии» не приходится. Вот данные по некоторым предприятиям:

ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука»: зарубежные вкладчики Kautschuk-Gesellschaft GmbH (19%) и Fada Enterprises Limited (12,71%), блокирующий пакет (26%) принадлежит ОАО "Нижнекамскнефтехим".

Казанское ОАО «Органический синтез»: зарубежный вкладчик Delta Continental Investments LTD (10%), блокирующий пакет (26,64%) принадлежит ГК РФ по управлению госимуществом.

Ангарская нефтехимическая компания: зарубежные вкладчики Wolton Oil Limited (6,06%) и Miracone Limited (19,1%).

Для оптимизма есть основания

Нефтехимическая отрасль остается перспективной по многим параметрам. По мнению ряда аналитиков, недостаток инвестиций – явление временное. Большой поток вложений ожидается, в основном, со стороны отечественных головных предприятий. Примеру «Сибура» по построению нефтехимического холдинга следуют и другие («Сибнефть», «Лукойл», который уже реализует проект превращения ЗАО «Лукойл-нефтехим» в ОАО). Деньги на инвестирование проектов поступают в основном за счет кредитов, причем они охотно предоставляются немецкими, голландскими и американскими банками (Eximbank, Standard Bank, ABN Amro Bank, Commerzbank и др.). Вопрос лишь в том, как будут использованы эти средства.