Сохранение в России производств бензина по устаревшим технологиям с использованием опасных присадок – ароматических аминов, например, монометиланилина (ММА), – ведет к росту спроса на дешевую некачественную продукцию и влечет негативные последствия как для отрасли переработки нефти, так и для конечных потребителей. Об этом порталу RCC рассказали в Минэнерго РФ, комментируя заявление генерального директора "ВНИПИнефть" Владимира Капустина, который считает, что запрет на использование ММА ухудшит качество бензинов на российских НПЗ.

 Согласно европейской классификации, ММА по воздействию на окружающую среду и живые организмы относится к 3 классу токсичности– «вредный» (2 класс опасности в РФ), а при горении в двигателе автомобиля ММА может образовывать токсичные оксиды азота, выбрасываемые в атмосферу (данные Европейской комиссии Ученого комитета). Европейские требования предполагают отказ от металлсодержащих и аминных соединений, таких как ММА, в пользу оксигенатов – спиртов и эфиров. Только соответствующие этим требованиям бензины класса Евро-5 (по ТР ТС – экологического класса 5) могут экспортироваться российскими производителями на европейский рынок. В Минэнерго РФ отметили, что стремятся к достижению идентичных требований и для внутреннего рынка РФ: к обороту сегодня разрешены бензины экологического класса не ниже 4, с 1 января 2016 г. – не ниже 5.

 В министерстве считают, что все крупные отечественные производители решительно уходят от использования ММА. Нефтяными компаниями построено и реконструировано пять установок по производству современных антидетонаторов мощностью не менее 172,5 тыс. тонн в год. До 2020 г. ожидается завершение строительства и реконструкции еще семи установок, и рост производства до 477,5 тыс. тонн в год.

Мощности химических и нефтехимических компаний по производству оксигенатов уже достигли 1 215,3 тыс. тонн в год, до 2020 г. ожидается увеличение производства до 1 436,3 тыс. тонн в год, что полностью соответствует производственным планам нефтяных компаний и ожидаемому росту производства автомобильного бензина. В этих условиях более дешевая и менее качественная присадка ММА становится востребованной в основном на теневом рынке контрафактного бензина.