израильский газ

Израиль, Греция и Кипр подтвердили готовность строить новый газопровод EastMed протяженностью в 2 тыс. км по дну Средиземного моря. Израиль обнаружил на шельфе значительные запасы газа, которые превышают его потребности. И поэтому заинтересован в экспорте газа. Израильтяне продвигают свой проект EastMed как альтернативу российским поставкам. Начать строительство новой средиземноморской трубы ценой в 6 млрд евро мешают низкие цены на голубое топливо, невысокий спрос на него в Европе, а также хитрая газовая игра Турции.

Премьер Греции Алексис Ципрас, президент Кипра Никос Анастасиадис и глава израильского кабинета Биньямин Нетаньяху готовы ускорить строительство газопровода в восточной части Средиземного моря. Об этом они объявили на трехсторонней встрече в Салониках в конце прошлой недели.

Новые исследования показали, что транспортировка газа с израильских и кипрских месторождений через Грецию в Италию может оказаться рентабельной. Мощность газопровода EastMed может составить до 16 млрд кубометров газа в год, что сопоставимо с тем объемом, который Россия предполагает поставлять на юг Европы по одной из двух ниток строящегося "Турецкого потока". При этом израильский газ имеет явное преимущество в глазах европейцев перед российским: он не увеличивает зависимость ЕС от РФ. Расходы на строительство газовой инфраструктуры в Восточном Средиземноморье оцениваются в 6 млрд евро.

Кроме общего газопровода Греция, Израиль и Кипр планируют построить и объединяющую электросеть, расходы на которую составят около 3 млрд евро. Ципрас заявил, что проект газопровода в восточной части Средиземного моря внесет решающий вклад в диверсификацию поставок энергоносителей в Европу. А Нетаньяху назвал этот проект настоящей революцией в энергетической области. Слова про "диверсификацию" и "революцию" имеют прямое отношение к российским планам поставок газа в Европу по "Турецкому потоку". Впрочем, у российского газа есть шанс оказаться в Греции чуть раньше израильского. "Технически проблем для строительства газопроводов через Средиземное море нет. Подобные трубопроводы давно действуют на западе Средиземного моря. Существует также магистраль из Ливии в Италию. Другое дело — вопросы экономики, политики и наличия ресурсов. Именно они и тормозят реализацию проекта EastMed", — объясняет аналитик Sberbank investments research Валерий Нестеров.

Политические риски, в частности, связаны с тем, что израильское законодательство утверждает приоритет внутренних потребностей страны, а не экспортных доходов частных компаний. Впрочем, запасы месторождений "Тамар" и "Левиафан" могут быть увеличены за счет геологической доразведки. "Ресурсную базу для газопровода EastMed можно назвать интересной, но не гигантской", — говорит Нестеров. Еще одна группа рисков связана с позицией Турции, которая хотела бы укрепить свои позиции газового хаба и поучаствовать в транзите израильского газа. Но и у Греции есть аналогичные амбиции. Определенные риски создает неурегулированность прав на морские месторождения Кипра.

В апреле этого года Израиль, Италия, Кипр и Греция создали рабочую группу для подготовки проекта газопровода EastMed. На этой встрече присутствовал и еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. Тем самым евробюрократия продемонстрировала поддержку израильскому газопроводу.

Впрочем, пока динамика спроса европейцев на газ скорее тормозит реализацию проекта.

"Золотого века газа, о котором мечтали аналитики, судя по всему, не будет. Спрос на газ в перспективе будет увеличиваться, но гораздо медленнее, чем ожидалось. Еще несколько лет назад газ в Европе можно было продать по 350-450 долл. за тысячу кубометров. А сегодня таких цен уже нет и газ продается по 180-250 долл.", — отмечает Несторов. Так что фактор низких цен на углеводороды также играет против проекта израильского EastMed, который может начать работать ориентировочно в 2025 году, передает НГ.