топливо.демпфер

Правительство РФ и нефтяные компании договорились о параметрах продления сделки о стабилизации цен на бензин и дизельное топливо. Решено, что корректировка демпфирующего механизма (компенсирует нефтяникам часть упущенной прибыли от реализации топлива на рынке РФ вместо экспорта - прим. ТАСС) будет проводиться за счет введения акцизов на все неподакцизные жидкие нефтепродукты (кроме ряда исключений) и надбавки к НДПИ с привязкой к цене нефти, говорится в сообщении на сайте правительства.

"Введение акциза по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты ("суррогаты средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут) с предоставлением вычета акциза для нефтепродуктов, потребляемых для нужд бункеровки судов дальнейшей переработки, производства тепла и электроэнергии; введение в диапазоне цен на нефть от $55-57 до $80 за баррель фиксированной надбавки налога на добычу полезных ископаемых на нефть в размере 75 рублей за тонну. При ценах на нефть $80 за баррель и выше равномерное увеличение надбавки к НДПИ на нефть по формуле с 75 до 204 рублей за тонну", - говорится в сообщении.

Таким образом, корректировка компенсации нефтяникам будет осуществляться за счет усиления налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, хотя ранее Минэнерго предлагало осуществить это через средства ФНБ. При этом компании, работающие в России в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), будут освобождены от необходимости платить повышенный НДПИ. В свою очередь, нефтяники обязались снизить цену на дизельное топливо к уровню октября 2018 года с учетом роста НДС в начале текущего года и сезонной корректировки цены дизеля (цена зимнего и летнего дизеля традиционно отличается примерно на 2 рубля за литр).

До 22 апреля Минфину, Минэнерго, Минэкономики и ФАС поручено внести соответствующий законопроект в правительство. Это предусмотрено протоколом от 8 апреля по итогам совещания, в котором приняли участие, в том числе, первый вице-премьер РФ Антон Силуанов и вице-премьер Дмитрий Козак, а также представители Минэнерго, ФАС и нефтяных компаний.

О механизме демпфера

Ранее правительство и нефтяные компании договорились продлить соглашение о заморозке цен на нефтепродукты до конца июня. При этом власти пообещали скорректировать формулу демпфера, чтобы уменьшить потери нефтяников из-за продажи топлива по регулируемым ценам.

Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазанов сообщал, что Минфин выступает категорически против компенсации выпадающих доходов бюджета за счет средств ФНБ, как предлагало Министерство энергетики. При этом Минэнерго отвергало предложения о компенсации за счет повышения НДПИ. Стороны признавали только компромиссный вариант компенсации за счет введения акцизов на все неподакцизные жидкие нефтепродукты.

Сазанов отмечал, что рост налоговой нагрузки на неподакцизные нефтепродукты может компенсировать лишь часть выпадающих доходов бюджета (он оценивал их в диапазоне от 60 млрд до 200 млрд рублей в год) из-за корректировки демпфера.

Демпфер действует в рамках соглашения правительства с нефтяниками о заморозке цен на топливо на внутреннем рынке. Механизм предусматривает, что правительство возмещает компаниям до 60% разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (согласно последней корректировке - 51 тыс. рублей за тонну бензина и 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива). Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, компании должны доплачивать в бюджет.

После того, как в январе этого года демпфер сработал в обратном направлении (то есть нефтяники были вынуждены платить государству порядка 10 млрд рублей), компании настояли на снижении цен в формуле демпфера - с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива. Такая корректировка, по оценке Минфина, приведет к потерям бюджета.