Переход к глобальной экономике с нулевым энергопотреблением приведет к конфликтам и в конечном счете к появлению победителей и проигравших. Об этом пишет издание Foreign Affairs о ссылкой на слова американских экспертов по энергетической политике Джейсона Бордофф и Меган О'Салливан. В докладе "Зеленые потрясения: новая геополитика" последние отмечают, что энергетический переход неизбежно изменит отношения России с другими крупными державами.

"Россия сильно зависит от экспорта нефти и газа, и в долгосрочной перспективе переход к экологически чистой энергетике создаст значительные риски для ее финансов и влияния. Но в условиях перехода позиция России по отношению к Соединенным Штатам и Европе скорее может усилиться, чем ослабнуть. Поскольку в ближайшие годы европейские страны будут все больше зависеть от российского газа, а волатильность на нефтяном рынке будет расти, США и Европа будут рассчитывать на то, что Россия будет сдерживать цены благодаря своему партнерству с Саудовской Аравией в качестве лидера альянса ОПЕК+", — отмечают эксперты.

Авторы доклада обратили внимание и на напряженные отношения между Пекином и Вашингтоном, которые в условиях перехода к "зеленой" энергетике могут подорвать международную стабильность, пишет Прайм

"До сих пор сотрудничество между двумя ними в области изменения климата было минимальным, несмотря на достигнутое в последнюю минуту соглашение о совместной работе над этим вопросом, которое они заключили на встрече 26-й Конференции по климату в Глазго осенью текущего года. Отказ Си Цзиньпина лично присутствовать на встрече в Глазго, недостаточный пересмотр Китаем своих климатических целей и смягчение угольной политики Пекина перед лицом дефицита газа свидетельствуют о том, что Китай и США могут все чаще конфликтовать по вопросам изменения климата, что впоследствии может подорвать политическую волю других стран к принятию решительных мер в области климата", — предупредили они.

Также энергетический переход может изменить отношения между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками. По мнению авторов доклада, Вашингтон и его партнеры в Европе могут в конечном итоге использовать свою коллективную экономическую и дипломатическую мощь для стимулирования декарбонизации во всем мире. Они могут сформировать "климатический клуб" стран, приверженных нулевым выбросам, который будет налагать тарифы на импорт из стран, не входящих в клуб.

"В краткосрочной перспективе путь к миру с нулевым уровнем выбросов может оказаться не очень гладким для американо-европейских отношений. Запутанная климатическая политика Вашингтона требует вымученных политических подходов, таких как попытка использовать согласование бюджета конгресса, чтобы преодолеть сопротивление республиканцев жестким стандартам выбросов и налогам на углерод, и полагаться исключительно на „пряники", а не на „кнуты", чтобы изменить поведение корпораций и потребителей. Это затруднит согласование политики по всей Атлантике и чревато усилением торговой напряженности по мере того, как Европа будет принимать такие меры, как пограничные тарифы на выбросы углерода", — полагают Бордофф и О'Салливан.

Переход к экологически чистой энергии потребует полной трансформации глобальной экономики: если богатые страны все больше стремятся предотвратить использование ископаемого топлива, а развивающиеся страны видят мало жизнеспособных и доступных альтернатив ему, разрыв между богатыми и бедными будет только увеличиваться.

"Напряженность между развитыми и развивающимися странами будет нарастать не только из-за использования ископаемого топлива, но и из-за его производства. Некоторые бедные страны мира, такие как Гайана, Мозамбик и Танзания, обладают значительными запасами углеводородов, которые они хотели бы освоить. Но богатые страны, считающие себя лидерами в области климата, будут оказывать все большее давление на эти и другие развивающиеся страны или на компании, которые хотят сотрудничать с ними, чтобы те не проводили буровые работы, несмотря на то, что по крайней мере некоторые из этих богатых стран продолжают добывать свои собственные нефть, газ и уголь", — спрогнозировали эксперты.

При этом финансовые институты столкнутся с растущим давлением со стороны активистов, которые не будут поддерживать проекты по добыче полезных ископаемых в развивающихся странах.

По мнению авторов доклада, для того, чтобы снизить риски при переходе на чистую энергию, политикам необходимо расширить набор инструментов для повышения энергетической безопасности и подготовиться к неизбежной волатильности.

"Было бы недальновидно отказываться от существующего источника энергии с нулевым содержанием углерода, который может работать стабильно — а именно от атомной энергии. И было бы глупо избавляться от существующих инструментов энергетической безопасности, таких как Стратегический нефтяной резерв США. Конгресс преждевременно решил выставить топливо из резерва на продажу в ответ на ближайшее нефтяное изобилие в США и в ожидании постнефтяного мира. Действительно, по мере ускорения энергетического перехода, политикам следует провести анализ затрат и выгод, чтобы оценить, насколько оправданы дополнительные стратегические запасы для обеспечения поставок природного газа, критических минералов, водорода и аммиака", — предупредили авторы доклада.