В этом году «Казмортрансфлот» рассчитывает закупить два нефтеналивных танкера для работы на Каспийском море дедвейтом по 8000 т, пишут Ведомости со ссылкой на «Коммерсантъ». Как отмечает газета, суда нужны ему для поставок нефти в обход России через Азербайджан.
В результате каспийский флот «Казмортрансфлота» увеличится до пяти судов. Уточняется, что сейчас ему принадлежат танкеры «Астана», «Актау» и «Алматы» дедвейтом по 12 400 т каждый. Перевозки по Каспийскому морю приходится осуществлять такими небольшими судами по причине малых глубин.
Казахстану нужны новые суда для диверсификации экспортных поставок, 80% которых сейчас проходит через Россию. Транспортировка идет по двум трубопроводным маршрутам – трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск и через трубопровод Атырау — Самара, после чего топливо следует в порт Усть-Луга. Но по причине того, что в 2022 г. поставки по трубе через КТК останавливались, Казахстан, с учетом текущей политической обстановки, приступил к поиску альтернативных маршрутов.
Основным из них стал нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), но, как пишет газета, везти нефть до него Казахстан вынужден танкерами по Каспию. Отмечается, что в 2023 г. в рамках соглашения «Казмунайгаза» и азербайджанской SOCAR по данному направлению планируется направить 1,5 млн т нефти с месторождения Тенгиз.
Как заявили источники «Коммерсанта», в правительстве Казахстана обсуждается вариант значительного наращивания поставок через БТД – до 20 млн т в год. Но, как отмечает газета, этому мешают долгосрочные контракты с КТК и непривлекательная экономика транспортировки. Поставки через БТД дороже и их наращивание требует инвестиций в расширение порта Актау, углубления дна на Каспии и увеличения мощности самого БТД. По словам источников «Коммерсанта», речь идет о «нескольких десятках миллиардов долларов».