В Санкт-Петербурге существуют и довольно благополучно развиваются крупные кластерные объединения, служащие примером успешной внутри- и межотраслевой кооперации, пишет Эксперт.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030, одной из четырех стратегически важных целей на ближайшие 16 лет является обеспечение устойчивого экономического роста города. А конкретно – увеличение соотношения ВРП Петербурга к суммарному ВРП России на душу населения в 1,5 раза, увеличение выработки на одного занятого в промышленности в 2,5 раза (по сравнению с уровнем 2012 года). А также рост эффективности промышленности в целом и конкурентоспособности продукции отдельных промышленных предприятий, в частности, за счет роста инвестиционной и инновационной активности (к 2030 году доля инновационной продукции в общем объеме обрабатывающих производств должна составлять 30%).
В то же время, по данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в 2014 году на реализацию инновационных программ и проектов в рамках государственного бюджета РФ запланировано выделить порядка 1,53 трлн рублей. Это примерно на 30% меньше прошлогодних показателей. Уровень расходов за первое полугодие, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уже сократился до 450 млрд рублей (против 715 млрд рублей в 2013 году).
На фоне сложной экономической ситуации и дефицита бюджетных средств предприятиям выгодно выступать единым фронтом, повышая конкурентоспособность и инновационность производств за счет налаживания крепких внутри- и межотраслевых связей и создания общей инфраструктуры. То есть придерживаться кластерной политики развития.
Сегодня в Петербурге действуют несколько как исторически сложившихся кластеров, так и объединений в стадии формирования. Среди них можно выделить автомобильную, судостроительную, фармацевтическую и радиологическую сферы, а также направления радиоэлектроники и информационно-коммуникационных технологий.
Автомобильный кластер
Одним из самых известных и активно развившихся в последние годы стал автомобильный кластер. Здесь размещены производства ведущих мировых автопроизводителей: Toyota, General Motors, Nissan, Hyundai, Scania и MAN. По итогам 2013 года доля петербургского автопрома в структуре общероссийского производства автомобилей составила более 20%. На перечисленных предприятиях занято более 8 тыс. человек.
В 2013 году на фоне общего по России снижения спроса и объемов производства заводы кластера не сократили выпуск – здесь было произведено более 392,8 тыс. легковых автомобилей, объем производства вырос, правда, лишь на условный 1%.
Радиоэлектроника
Инновационный территориальный кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций» был образован путем объединения двух ранее существовавших кластеров – Санкт-Петербургского кластера предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций и Санкт-Петербургского кластера информационных технологий. Базой также послужила организованная в 2008 году Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Петербурга. Входящие в ее состав предприятия при поддержке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли ведут активные работы совместно с отраслевыми комитетами и организациями города (Жилищный комитет, Комитет по транспорту, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «Ленэнерго», ГУП «Петербургский метрополитен» и другие).
Здесь уже опробованы и внедрены проекты по мониторингу состояния и конструкционной безопасности зданий и сооружений, ресурсосберегающие системы освещения, создание и внедрение инвентаризационной геоинформационной системы, внедрение систем логистики специального и общественного транспорта на базе ГЛОНАСС-технологий, создание интеллектуальных систем антитеррора для метрополитена, железнодорожных вокзалов и так далее.
По словам председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина, радиоэлектронный комплекс сейчас составляет 11% от общероссийского объема и производит более 60% радиоэлектронной продукции Санкт-Петербурга. Совокупный объем производства предприятий кластера в 2013 году составил 44,64 млрд рублей.
Дальнейшее развитие кластера ориентировано на высокотехнологичные разработки и использование датчиков, приборов и автоматизированных систем, которые находят свое применение в различных сферах городского хозяйства и направлены на реализацию задач социально-экономического развития города в части обеспечения комплексной безопасности, ресурсосбережения, эффективности функционирования городского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и административных органов государственного управления для повышения качества жизни населения Санкт-Петербурга.
Медики и фармацевты
Пилотный инновационный территориальный кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий, расположенный одновременно на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, считается сегодня наиболее успешным. Он представляет собой исторически сложившуюся локацию более чем из 200 предприятий, включая 40 научно-исследовательских и 120 производственных организаций. Общее число сотрудников кластера составляет более 59 тыс. человек. Таким образом, развитие кластера строится на значительном потенциале региона в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику инновационных лекарственных препаратов, воспроизведенных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Одна из приоритетных задач кластера – устранение системных проблем отрасли на уровне Российской Федерации, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Среди проблем эксперты отмечают технологическое отставание на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства – от научных исследований до внедрения в медицинскую практику; отсутствие ориентации на применение инновационной продукции, что приводит к существенному объему затрат на низкоэффективные воспроизведенные лекарственные средства (дженерики) в структуре государственного заказа; отсутствие взаимосвязи между разработкой лекарственных препаратов, выпуском и внедрением в практику фармацевтической продукции и другие.
Судостроение
Комплекс судостроительных предприятий существует в городе если не со времен Петра Первого, то с советского времени точно. Развитие национального судостроения уже в формате отраслевого кластера, по мнению экспертов, является эффективной формой продвижения на рынке, для которого характерны высокая капиталоемкость инвестиционных проектов, значительная инерционность производственных решений, высокая технологическая и научная емкость.
Сегодня в Санкт-Петербурге находится больше 40 организаций судостроительной отрасли, на которых работают свыше 50 тыс. специалистов. Продукция индустрии судостроения составляет более 50% от всей петербургской продукции ОПК. Основу кластера представляют организации, входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» – ведущие российские проектно-конструкторские бюро ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ «Айсберг». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения Военно-Морского Флота России и военно-морских сил иностранных государств.
Многие петербургские предприятия, поставляющие отдельные узлы и целые комплексы управления корабельным оружием, системы автоматики, судовую арматуру, электротехническую продукцию, выступают соисполнителями крупных заказов, в их числе: ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» и многие другие.
Тем не менее доля российского судостроения в ежегодном объеме мирового рынка не превышает 0,5%. Сейчас судостроительная отрасль Санкт-Петербурга проходит этап реорганизации. По мнению экспертов, для развития отрасти необходимо определить стратегии ее рыночного развития, а также сформировать новые эффективные формы кооперации между предприятиями.
Полимеры
Полимерный кластер функционирует на базе Делового полимерного парка – совместного проекта властей Санкт-Петербурга и завода по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды», на площадке которого и обосновался парк. Деятельность компаний-партнеров включает поставки сырья и материалов, проведение научно-исследовательских работ, лабораторных исследований и натурных испытаний, разработку прототипов изделий, проектирование оснастки и изготовление пресс-форм, изготовление готовых изделий как малой, так и крупной серии по различным технологиям, инжиниринговые услуги, контроль качества и так далее.
Инновационная инфраструктура кластера включает в себя, во-первых, Российско-германский «Институт полимеров», в задачи которого входит сбор, анализ и систематизация информации по разработке и использованию современных конструкционных полимерных материалов в мировой практике, разработка инновационных технологий создания и переработки конструкционных полимеров, выпуск опытных партий изделий и их внедрение. Во-вторых, здесь создан Инженерный полимерный центр, где проводятся экспериментальные и теоретические исследования, ведется теоретическое изучение основ использования различных типов материалов и конструктивных элементов, проходят стендовые статистические и динамические испытания различных конструкций и разработок в широком ряде отраслей. В-третьих, в деловом парке организован специальный Центр прототипирования для обеспечения малых и средних инновационных предприятий Санкт-Петербурга и СЗФО, а также предприятий кластеров и ассоциаций Санкт-Петербурга доступом к интегрированной среде «проектирование – подготовка производства – опытное производство» для сокращения времени и стоимости разработки новых изделий из полимерных материалов, металлов и композитных материалов.
В настоящее время в кластере осуществляется ряд пилотных проектов по заказам ФГУП «ЦНИИ им. Крылова», ОАО «РЖД», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также в сфере ЖКХ, социальной и промышленной недвижимости и т.д. Центр внедрения «зеленых» энерго- и ресурсосберегающих технологий получил премию правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера.
Станки и инструменты
На базе ОАО «Кировский завод» при поддержке администрации города, петербургского Союза промышленников и предпринимателей и Российской ассоциации производителей станкоинструментальной промышленности «Станкоинструмент» создан соответствующий кластер. Он объединяет производителей оборудования, комплектующих изделий и инструмента; научно-исследовательские институты; вузы и другие организации «взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом». В частности, здесь сложилось устойчивое сотрудничество между компаниями «Балт-Систем» (производитель систем ЧПУ), «СКБ ИС» (производитель измерительных систем), «АВА Гидросистемы» (производитель гидрооборудования), «Киров-Инструмент» (производитель оснастки и инструмента), «Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения» (производитель прецизионного шлифовального оборудования), «Киров-Станкомаш» (производитель зубообрабатывающего оборудования), «Станкозавод ТБС» (производитель расточного оборудования).
Одним из ожидаемых результатов объединения предприятий в данный кластер является импортозамещение компонентов и комплектующих: систем ЧПУ, измерительных систем, гидрооборудования, программно-математического обеспечения.
Спецмашины и электроника
Соглашение о создании и развитии на территории Санкт-Петербурга инновационного территориального кластера специального машиностроения и электроники «Северо-Западный региональный центр» (СЗРЦ) было подписано в конце 2012 года, координатором новой структуры выступило ООО «СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
«Основными целями создания и развития кластера посредством объединения усилий и консолидации интеллектуального, конструкторского и производственного потенциала в области производства машиностроительной и электронной продукции различного назначения являются активное содействие повышению конкурентоспособности и уровня инновационной активности, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем количестве промышленных предприятий региона, развитие кадрового потенциала его участников, повышение качества жизни на территории базирования кластера», – поясняет заместитель генерального директора, директор Северо-Западного регионального центра Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников.
Кто следующий?
Помимо перечисленных выше, в Санкт-Петербурге сегодня в разной степени формирования находятся: аэрокосмический кластер, кластер лазерных технологий и оборудования, кластер водоснабжения и водоотведения, арктический кластер Санкт-Петербурга и другие структуры.
По данным председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Анатолия Котова, оборот петербургских организаций в 2014 году по сравнению с 2013 годом вырос на 8,8% и составил 3,4 трлн рублей. Основная доля оборота была сформирована обрабатывающими производствами (прирост 4,9%), строительными организациями (прирост 8,6%) и организациями торговли (прирост 16,8%).
Можно предположить, что предприятия, так или иначе задействованные в этих трех наиболее успешных сферах, могут задать импульс развития для новых кластерных направлений. В Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года также отражена возможность создания кластеров легкой и пищевой промышленности. А по мнению ряда экспертов, кластерный подход также будет эффективен в сфере ЖКХ, что поможет существенно повысить качество предоставляемых петербуржцам коммунальных услуг.