«Ведомости» сообщают, что «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» могут получить новые налоговые льготы для четырех крупных месторождений в Восточной Сибири и на Ямале, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Речь идет о Среднеботуобинском «Роснефти», Восточно-Мессояхском и Куюмбинском (оба – ее СП с «Газпром нефтью») и Южно-Талаканском «Сургутнефтегаза».
Минэнерго одобрило все четыре заявки, Минэкономразвития – три, Куюмбинское еще на рассмотрении, рассказывают чиновники. Представители Минэнерго и компаний не ответили на вопросы «Ведомостей», так же поступили Минфин, ФТС, Роснедра, которые тоже должны дать свои заключения. Представитель Минэкономразвития сказал, что вопрос в ведении Минэнерго.
Применять льготы по экспортным пошлинам – при низкой цене на нефть они просто обнуляются – компании могут с 2013 г. при разработке новых месторождений Восточной Сибири, Ямала, Якутии и других регионов, а также участков с «трудной» нефтью, если норма внутренней доходности не дотягивает до 16,3%. Льготы на добычу 86,6 млн т получили уже девять месторождений нефти «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», Иркутской НК, «Лукойла», «Дулисьмы», «Русвьетпетро».
Три новых месторождения вводятся в 2016–2018 гг., Среднеботуобинское уже запущено (в прошлом году там было добыто 0,9 млн т нефти). На пике добычи четыре месторождения вместе дадут примерно 20,5 млн т нефти, но пики их добычи придутся на разное время: у трех – на 2020–2025 гг., а у Куюмбинского – на 2030-ее гг., отмечает один из чиновников.
Сколько нефти правительство может освободить от экспортной пошлины, собеседники «Ведомостей» не говорят. При цене в $40–100/барр. и экспортной пошлине в 30% (действует со следующего года) на пике добычи четырех месторождений компании заплатили бы $1,3–4 млрд экспортных пошлин, подсчитал аналитик «Велес капитала» Василий Танурков.
С середины 2014 г. нефть подешевела более чем в 2 раза, но пропорционально упали и налоги, кроме того, компании заработали на девальвации рубля. Среднеботуобинское,
Восточно-Мессояхское и Куюмбинское окупаются и сейчас – их точка безубыточности ниже $40/барр., говорит портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев, это происходит за счет льгот по НДПИ.
Восточно-Мессояхское и Куюмбинское будут рентабельны без льгот только при цене выше $100 барр., возражает источник в «Газпром нефти». Минэнерго рассчитывает норму доходности проекта на 40 лет вперед, закладывая в модель расчета средние цены на нефть за три предыдущих года, напоминает один из чиновников. Это позволяет сгладить расчеты, объясняет он: нефть ведь не всегда будет стоить $40/барр. После этого объем нефти, которая получает льготу, пересматривается раз в квартал.
Методику предоставления льгот по экспортным пошлинам всегда критиковал Минфин: порядок согласования нарушается, остается возможность манипулировать данными, говорилось в презентации министерства к президентской комиссии в 2015 г. Министерство даже предлагало больше не давать эти льготы с 2016 г., следует из презентации. Эту систему нужно заменить новым налогом НДД/НФР, говорили чиновники Минфина. Но новый налог еще обсуждается, и когда он будет принят, не известно. Однако разрабатывать месторождения в труднодоступных местах нужно, без льгот это невыгодно, сказал один из чиновников. По планам компаний базовая добыча (на действующих месторождениях) большинства из них к 2035 г. упадет почти вдвое до 232 млн т, поддержать стабильную добычу на уровне выше 500 млн т можно за счет ввода новых проектов, говорится в проекте нефтяной генсхемы.
Трем месторождениям «Роснефти» и «Газпром нефти» нужны льготы по разным причинам, считает аналитик UBS Максим Мошков. Разрабатывать Куюмбинское и Мессояхское надо в том числе для того, чтобы заполнить строящиеся трубопроводы «Транснефти», которые иначе не окупятся, а 30% в «Таас-Юрях нефтегазодобыче» (разрабатывает Среднеботуобинское) «Роснефть» недавно договорилась продать трем индийским компаниям, напоминает он. Но цена пока не объявлена и, если Среднеботуобинское получит льготу, это может серьезно повысить стоимость пакета, полагает Мошков.