В конце минувшего года компания «Сибур-Русские шины» объявила о завершении формирования на ее базе шинного холдинга, в управление которому переданы акции всех шинных заводов реорганизованного «Сибура». Компания также получила контроль над двумя предприятиями по выпуску резино-технических изделий (РТИ) — «Саранским заводом РТИ» и «Чайковским заводом РТД» — и шинным испытательным центром «Вершина» в Ярославле. В начале 2006 года после принятия окончательного решения состав группы пополнится еще двумя производителями химволокон и шинных кордов. Речь идет о заводе «Ортон» и «Сибуре-Волжском». С 1 января 2006 года новоявленный шинный холдинг «Сибур-Русские шины», который считается одним из крупнейших в России, официально вступил в самостоятельную жизнь.

На сегодняшний день компании принадлежат 83% ОАО «Омскшина», 88% ОАО «Ярославский шинный завод», 82% ОАО «Волтайр-Пром» (Волгоградская обл.), 50% СП ЗАО «Матадор-Омскшина», 100% ООО «Уралшина» (г. Екатеринбург), 81% в ОАО «Саранский завод РТИ», 49% в ОАО «Чайковский завод РТД» и 100% в ООО «Шинный испытательный центр «Вершина». В свою очередь, сам холдинг полностью находится в собственности ОАО «Сибур-Холдинг».

Генеральный директор ООО «Сибур-Русские шины» Вадим Гуринов сообщил на пресс-конференции, что на первом этапе (2006-2007 годы) управление шинным холдингом будет осуществляться по переходной модели. Она подразумевает создание на базе московского офиса компании единого корпоративного, в котором будут действовать два самостоятельных подразделения — «business-to-business» и «business-to-client». Первое займется продвижением и реализацией продукции в сегментах грузовых и сельскохозяйственных шин, второе — в сегментах легковых, легкогрузовых и прочих шин. С начала 2008 года холдинг перейдет на дивизиональную структуру. Каждый из дивизионов будет иметь автономную систему снабжения сырьем, производства, транспортировки, маркетинга и сбыта продукции.

Вадим Гуринов отметил, что в настоящий момент из программы по повышению эффективности шинного бизнеса холдинга, рассчитанной до 2008 года, не утвержден лишь один проект — строительства завода по выпуску цельно-металлокордных (ЦМК) шин в Ярославле. Поскольку производство шин ЦМК достаточно выскотехнологическое и высокозатратное, руководство компании долго взвешивало, где следует строить завод, на какую мощность его ориентировать, и наконец, строить ли его в рамках уже имеющегося завода или возводить новый корпус, пояснил Гуринов. «Сегодня на 99% можно с уверенностью сказать, что если программа все-таки будет принята, то строительство завода шин ЦМК будет производиться на площадке «Ярославского шинного завода» во вновь возводимом корпусе», — почеркнул он. Одновременно «Сибур-Русские шины» вел переговоры с западными производителями шин и инжиниринговыми компания о покупке технологии, которая позволила бы создать современное конкурентостпособное производство шин ЦМК. В данный момент, по словам В. Гуринова, переговоры близки к завершению.

Объем инвестиций в новое производство составит 150-200 млн долларов, включая покупку технологий и строительство корпуса. Мощность завода составит 1 млн шин в год. Предполагается, что помимо собственной продукции холдинга «Сибур-Русские шины» предприятие будет выпускать бренды мировых шинных лидеров по схеме «off-take». Вадим Гуринов считает, что это послужит хорошей подстраховкой на первых порах, пока собственные бренды не наберут силу.

Целевыми рынками компания «Сибур-Русские шины» определила для себя рынки шин для коммерческого транспорта — грузовые, сельскохозяйственные, легкогрузовые шины, шины для погрузчиков. Что касается рынка легковых шин, то он, по словам генерального директора, не является для них стратегическим. В этом сегменте компания планирует сохранить свою долю на уровне 20-22%. В качестве альтернативы «Сибур-Русские шины» рассматривает создание в перспективе создание грузовых шиномонажей, в том числе шин ЦМК. Грузовые шиномонтажи будут заниматься не только реализацией колес, но и оказывать широкий спектр сервисных услуг. Пример для этого подали французские коллеги — компания Michelin, которая запускает в России программу по рознице грузовых шин.

Стратегия продуктового развития холдинга предусматривает постепенное наращивание объемов производства и обновление ассортимента по всем основным видам шин. Как рассказала руководитель департамента легковых шин ООО «Сибур-Русские шины» Анна Комарова, в ближайшее время компания выведет на рынок новые модели шин ЦМК, которые будет производить «Ярославский шинный завод». На «Омском шинном заводе», где будут выпускаться остальные грузовые шины, планируется сменить продуктовую линейку и ввести единый бренд для грузовых покрышек TyRex. Со временем расширится ассортимент сельскохозяйственных шин, на выпуске которых специализируется «Волтайр-Пром». В легковом сегменте компания продолжит выводить на рынок новые модели под брендами Cordiant и Tunga. Аналогичные торговые марки в ближайшем будущем предполагается ввести и для легкогрузовых шин.

При этом А.Комарова подчеркнула, что холдинг будет постепенно снижать производство диагональных шин, по мере сокращения самого рынка. «Мы не будем специально закрывать цеха, — сказала она, — а будем планово замещать устаревающую продукцию и предлагать потребителям аналоги, которые сегодня больше востребованы на рынке».

По словам Анны Комаровой, в 2005 году 10% легковых шин было выпущено под брендами Cordiant и Tunga. В 2006 году холдинг планирует увеличить этот показатель втрое, а к 2010 году — полностью перейти на брендированную продукцию, как в легковом, так и в других сегментах.

В перспективе компания «Сибур-Русские шины» собирается развивать и другие направления своего бизнеса, такие как производство РТИ, химволокон и нитей. Сейчас на рассмотрении находится достаточно капиталоемкий проект по выпуску полиэфирных кордов, который планируется реализовать на «Сибуре-Волжском», рассказал Вадим Гуринов. Согласно бизнес-плану, объем инвестиций в это производство превысит 60 млн долларов. Судьба проекта зависит от решения инвестиционного комитета, заседание которого состоится в январе-феврале текущего года. В отношении развития производства РТИ у холдинга, по признанию его руководителя, еще нет четкой стратегии. Для начала необходимо понять, в какие направления стоит вкладывать деньги и на каких рынках продвигаться, говорит В. Гуринов. В частности, для «Саранского завода РТИ» перспективными считают три направления: производство рукавов высокого давления для нефтяной промышленности; приводных ремней для автомобильной и других отраслей промышленности и конвейерных лент, которые в большом количестве потребляют угледобывающие производства. Остальные производства саранского завода будут постепенно закрываться в процессе эволюции предприятия.

По прогнозу Вадима Гуринова, в 2005 году объем продаж шинной продукции холдинга «Сибур-Русские шины» составит 700-750 млн долларов. Он пояснил, что в течение последних двух лет идет небольшое снижение по объемам продаж в связи с переездом и закрытием ряда производств в процессе реализации программы специализации шинных заводов. В 2006 году объем продаж останется на уровне 2005 года, а с 2007 года ожидается их рост, отметил В.Гуринов. Согласно плану в 2008 году объем продаж компании «Сибур-Русские шины» должен составить 1,2 млрд долларов с учетом СП и предприятий по производству химволокон и РТИ. Рентабельность всего бизнеса в целом должна превысить 5%. Руководство холдинга считает эти показатели достойным промежуточным результатом.

В 2006 году компания планирует инвестировать в производство около 100 млн долларов. Средства в полном объеме предоставит головная компания в виде займов. Освоение инвестиций будет производиться в двух направлениях. Во-первых, специализация заводов с одновременным изменением структуры ассортимента и увеличением мощностей в целевых сегментах. Во-вторых, проекты по увеличению объемов выпуска продукции в ряде других производств. В частности, это касается инвестпроекта по увеличению производства высокоскоростных легковых шин на «Ярославском шинном заводе», который планируется завершить в 2006 году, а также проекта по увеличению выпуска легкогрузовых шин и сырья для них на «Волтайр-Проме».

Размышляя о будущем холдинга «Сибур-Русские шины», Вадим Гуринов назвал несколько возможных путей развития. Прежде чем сделать выбрать один из них, компания должна привести свой бизнес в соответствие с мировыми тенденциями, то есть сделать его максимально прозрачным и повысить его эффективность. В числе допустимых путей развития холдинга — выход на IPO. Возможно также привлечение стратегических инвесторов, а именно лидеров мировой шинной промышленности, для участия в капитале и развитии бизнеса. В качестве альтернативы первым двум вариантам теоретически рассматривается вариант реализации бизнеса по частям после завершения специализации производственных площадок и преобразования их в самостоятельные бизнес-единицы. Однако на этот шаг, по словам Вадима Гуринова, руководство холдинга решится в самом крайнем случае.