На скоростных автострадах примерно пятая часть расхода топлива приходится на шины, тогда как при движении в городе данный показатель может достигать 30%. Производитель специальной химической продукции – концерн LANXESS (Леверкузен, Германия), пионер в области синтетического каучука, уже реализует каучуковое сырье для шин, способное существенно сократить эти показатели. В качестве примеров можно назвать новые марки бутилового каучука (IIR), модифицированного растворного бутадиен-стирольного каучука (SSBR), усовершенствованного полибутадиенового каучука на неодимовом катализаторе (Nd-BR).

«Разработка новых марок каучуков для производства шин, которые способствуют экономии энергии и одновременно обеспечивают высокий уровень безопасности, – это задача для опытных химиков, – отметил Кристоф Калла, глава отдела маркетинга и исследований бизнес-подразделения Высокоэффективные бутадиеновые каучуки концерна LANXESS, – так как некоторые из основных свойств шины сложно оптимизировать без влияния на остальные. Например, раньше большой проблемой было улучшение показателя сопротивления качению – меры потери энергии через шину – без ущерба для показателей износостойкости и сцепления с влажным дорожным покрытием. Но, несмотря на это, благодаря нашему богатому опыту работы в данном секторе, кроме других факторов, химики-разработчики каучуков преуспели в своих попытках осуществить невозможное. Мы полагаем, что показатель сопротивления качению следующего поколения шин можно сократить на 10 процентов только за счет использования существующих марок высокоэффективных каучуков. Абсолютно без ущерба для безопасности автомобиля – и даже наоборот!»

Причиной высокого уровня сопротивления качению может быть высокий показатель внутреннего трения компонентов шин. Эффект «корда экспандера» также может оказывать влияние: если каучук содержит слишком много молекул со свободными концами, он не может обеспечить оптимальный уровень использования энергии. Такие свободные концы, на подобие порваным кордам экспандера, по сути, никоим образом не способствуют передаче энергии в шине, однако их также необходимо перемещать.

Снизить внутреннее трение частиц силикагелевого наполнителя, придающего каучуку стабильность, можно, например, с помощью модифицированного растворного бутадиен-стирольного каучука (SSBR) от LANXESS. Проще говоря, молекулы этого материала имеют высокую плотность «крепежных» якорных точек, надежно крепящихся к частицам наполнителя, и покрывают их плотной каучуковой пленкой, уменьшающей трение. «Обертывание» частиц силикагелевого наполнителя оптимизирует сеть полимер/наполнитель, что, в свою очередь, положительно влияет на показатели износостойкости и сцепления с дорожным полотном. Как показывают первичные лабораторные и практические испытания, шины, изготовленные из данного материала, не только демонстрируют хорошие показатели сопротивления качению, но и обеспечивают превосходное сцепление. Кроме того, они обладают очень длительным сроком службы.

Количество «свободных концов» в матрице неодимового полибутадиенового каучука (Nd-BR) производства LANXESS, в свою очередь, значительно ниже, чем в других марках каучуков для производства шин. Более того, благодаря сложным физическим связям, а именно узкому молекулярно-массовому распределению, производители теперь могут выпускать шины с превосходными физическими данными, используя каучуковое сырье, которое также легче перерабатывается. В то же время новейшие марки неодимового полибутадиенового каучука (Nd-BR) концерна LANXESS обеспечивают повышенную однородность и гомогенность продукции в сравнении с большинством видов полибутадиеновых каучуков предыдущих поколений.

Наконец, воздухонепроницаемые марки бутилового каучука LANXESS способствуют сохранению постоянного давления в шине в течение более длительного времени. Новые марки бутилового каучука (IIR) производства LANXESS, благодаря повышенному содержанию изопрена, вулканизуются лучше, чем материалы, в настоящее время имеющиеся в ассортименте производителей.

«В качестве примера, я привел, лишь три продукта из портфолио LANXESS, – отметил Калла. – Мы продолжаем совершенствовать нашу продукцию. Мы посвятили свою деятельность каучукам, и успех нашего бизнеса, соответственно, тесно связан с мощностью наших инновационных знаний в данной сфере». Следующей актуальной темой НИОКР является специфическое изменение микроструктуры молекулы полибутадиен-стирольного каучука для выпуска шин. Новые катализаторы и значительно более сложная технология будут способствовать дальнейшему сокращению сопротивления качению новых высокоэффективных шин, обеспечивая, таким образом, расширение спектра продукции (например, для электротранспорта) и, в то же время, повышая их безопасность. Новые шины планируют использоваться на современных моделях Газелей. Грузоперевозки без посредников позволяют сократить издержки на доставки грузов по городу.

«Однако, – продолжил Калла, – термин «экологичность» не стоит сводить лишь к вопросу потребления топлива. Снижение убытков, например, также является важным аспектом экологичности». И здесь высокоэффективные марки неодимового полибутадиенового каучука (Nd-BR) от LANXESS предоставляют ряд преимуществ: например, они лучше смягчают столкновение с бордюрами, чем многие другие каучуки, что означает не только безопасность, но и снижение расходов. Что касается срока службы и пробега, LANXESS также имеет в своем ассортименте специальные каучуковые мастербатчи для производства шин, значительно облегчающие восстановление протектора. Это также способствует экономии ценного сырья. И в заключение отметим, что использование особых, износостойких марок каучуков в протекторах обеспечивает хорошие характеристики экологичности, поскольку они не только увеличивают срок службы шины, но и способствуют решению проблем с распространением тонкодисперсной пыли в наших городах.