Об изменении схемы продажи нефти «Лукойл» сообщил в отчете по РСБУ за I квартал: с 2010 г. компания экспортирует нефть, которую добывают ее «дочки», только по договорам комиссии. Не участвует она и в реализации нефти на внутреннем рынке: теперь этим занимаются нефтедобывающие предприятия группы, cообщают «Ведомости».

Это привело к снижению выручки головной компании — ОАО «Лукойл» в 14 раз по сравнению с тем же периодом 2009 г. до 8,6 млрд руб., чистая прибыль сократилась вдвое до 7,2 млрд. В структуре доходов компании больше нет выручки от продажи нефти (в 2009 г. на нее приходилось 96% выручки, 516,6 млрд руб.). В 2004-2006 гг. «Лукойл» сам продавал большую часть нефти своих «дочек», а также экспортировал их топливо; в 2007 г. передал функции экспортера нефтепродуктов своим НПЗ. Теперь очередь за нефтью.

Решение о переходе на новую схему продаж связано с «маркетинговой ситуацией в России», сказал представитель «Лукойла», не раскрыв детали. Новый порядок позволит сохранить выручку и прибыль внутри добывающих компаний, добавляет он.

Новая структура продаж прозрачнее прежней, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, но «дочкам» придется стать более активными, чтобы выгодно продавать нефть на внутреннем рынке; контроль же над экспортными потоками «Лукойл» сохранит через договоры комиссии. А на дивидендах компании это никак не скажется: «Лукойл» рассчитывает их из прибыли по US GAAP, резюмирует эксперт.

При такой схеме налоговики не смогут даже задуматься об использовании трансфертных цен внутри группы, речь может идти только о проверке комиссионной наценки, отмечает партнер «Пепеляев групп» Юрий Воробьев. Конкуренты «Лукойла» экспортируют нефть по-разному. «Роснефть» — через головную компанию, говорит ее представитель. В ТНК-ВР для каждого случая принимается индивидуальное решение, говорит источник, близкий к компании (представитель это не комментирует).