ЛУКОЙЛ к 2050 году собирается достичь полной углеродной нейтральности. В качестве одного из способов декарбонизации компания видит масштабное строительство ВИЭ. Суммарно ЛУКОЙЛ планирует инвестировать в зеленую энергетику $15 млрд за десять лет, что на 30% больше всей программы поддержки ВИЭ в России. По оценкам экспертов, на эту сумму нефтяная компания может в зависимости от технологии и расположения объектов построить до 30 ГВт ВИЭ, что в десять раз больше, чем в стране есть сейчас.
ЛУКОЙЛ рассказал о планах декарбонизации своего бизнеса в России и в мире. Уже к 2030 году нефтяная компания намерена сократить контролируемые выбросы парниковых газов на 20%, до 35,2 млн тонн в СО2-эквиваленте. А к 2050 году, рассказал 17 декабря вице-президент компании Леонид Федун, показатель снизится до нуля. Речь идет о прямых выбросах парниковых газов в процессе производства (Scope 1) и выбросах при производстве потребляемой электроэнергии (Scope 2). Такая стратегия позволит компании остаться конкурентоспособной при всех климатических сценариях, полагает господин Федун. Цель по показателю интенсивности эмиссии метана — 0,2% к 2035 году (сейчас — 0,3%). В среднем по нефтегазовой отрасли показатель составляет 1,7%.
Для снижения углеродного следа ЛУКОЙЛ планирует масштабно развивать ВИЭ, сообщил Леонид Федун. Согласно презентации «Перспективы развития мировой энергетики», ЛУКОЙЛ хочет расширить зеленые мощности для собственных нужд до 1 ГВт. Сейчас объем зеленой генерации компании составляет около 400 МВт: четыре ГЭС в России, четыре солнечные электростанции (СЭС) в России, Румынии и Болгарии и одна ветряная электростанция (ВЭС) в Румынии. При этом суммарно ЛУКОЙЛ намерен вложить в строительство возобновляемых источников энергии $15 млрд за десять лет, сказал журналистам господин Федун, не уточнив возможное расположение объектов.
Цифра в $15 млрд для России выглядит впечатляюще, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Текущие программы поддержки ВИЭ на оптовом рынке в России привлекут в инвестициях около $8,5 млрд в первую волну (2014–2024 годы) и еще $3 млрд во вторую (2025–2035 годы). Фактически один ЛУКОЙЛ инвестирует в ВИЭ на 30% больше, чем весь сектор электроэнергетики РФ, отмечает аналитик.
По его оценкам, на $15 млрд компания сможет построить 15–30 ГВт ВИЭ в зависимости от технологии и расположения объектов. Для сравнения: сейчас в РФ запущено только около 3 ГВт ВИЭ, а по программам поддержки в РФ будет построено около 14 ГВт зеленых мощностей, замечает Владимир Скляр. С учетом высокой инертности планов генерирующих компаний по строительству ВИЭ он ожидает нарастания присутствия промышленных игроков в этом секторе и в дальнейшем, пишет Ъ.
По прогнозам ЛУКОЙЛа, переходить на ВИЭ будет весь мир: объем зеленых мощностей может превысить 15–25 тыс. ГВт. Сдвиг в сторону ВИЭ может произойти и в России. В сценарии «Эволюция» компания ожидает, что суммарная мощность ВИЭ в РФ к 2050 году превысит 20 ГВт (около 8% от установленной мощности РФ), в сценарии «Равновесие» — приблизится к 60 ГВт (24%), а в сценарии «Трансформация» — превысит 200 ГВт (80%). Доля ВЭС и СЭС будет примерно одинаковой. Нормированная стоимость зеленой электроэнергии в России все еще выше среднемировой «во многом из-за высокой стоимости капитала и необходимости в локализации производства», говорится в презентации, хотя по мере развития отрасли наблюдается тенденция к снижению себестоимости ее производства. ЛУКОЙЛ также надеется, что «различные меры по поддержке отрасли ВИЭ в России будут сохраняться в среднесрочной перспективе». Ранее регуляторы говорили, что программа субсидирования зеленых мощностей в РФ может закончиться уже после 2035 года.
Помимо ВИЭ нефтяная компания планирует создать индустрию улавливания и хранения углекислого газа (CCUS). В целом проекты CCUS могут сократить выбросы парниковых газов в РФ на 100–500 млн тонн СО2 к 2050 году, следует из презентации. Главное препятствие для использования технологий CCUS в РФ — высокая стоимость улавливания и транспортировки СО2. Повысить инвестиционную привлекательность подобных проектов может использование СО2 для повышения нефтеотдачи, говорится в документе.