Людмила Орлова, директор ассоциации «Национальное движение сберегающего земледелия», кандидат экономических наук,  разъясняет соб.корру RCC основные факторы, препятствующие более эффективному использованию химудобрений в АПК России.

- Какова динамика и география применения химудобрений в российском АПК?

- В мировом масштабе применение минеральных удобрений составляет примерно 120 млн тонн в год, а удельный вес этих веществ в системе мер повышения урожаев варьируется от 40% до 70%.

Однако, в практике земледелия теряется до 30%, а то и до 50% объема всех вносимых минудобрений, из-за чего почва и поверхностные воды загрязняются   биогенными элементами и балластными веществами. Основной причиной здесь являются грубые нарушения технологии транспортировки, хранения и внесения удобрений в почву.

Без внесения удобрений в растениеводстве не обойтись. Но, если это делать по принципу «на глаз», то можно получить столько проблем с плодородием почвы, которые не решит и "армия" ученых.

Всего в России, по данным Минсельхоза РФ, земель сельхозназначения (т.е. пашни) с низким содержанием подвижного фосфора свыше 18,6 млн га, обменного калия – около 7,4 млн га, органического вещества - более 26,2 млн га. В РФ за последние 7 - 8 лет суммарный вынос питательных веществ из почвы составил порядка 75 млн т д.в., а внесено с органическими и минеральными удобрениями - около 35 млн т д.в. Это значит, что до половины урожая сельхозкультур формируется за счет накопленного столетиями потенциала плодородия почв. Следствием этого являются их истощение, деградация и, в конечном итоге, выбытие из оборота.

Сегодня более 60% сельхозземель в России эродировано, из сельхозоборота выведено более 42 млн га посевных площадей, а из оставшихся 75 млн га половина находятся на грани выбытия. В этой связи, в стране появилось понятие «мертвые черноземы».

Показателем эффективности использования химудобрений является урожайность, например, зерновых. Она в России – 18-22 ц/га , т.е. в 1,5 раза ниже среднемировой и в 3 - 4 раза ниже уровня стран ЕС и США. Да и основная часть этих урожаев в РФ получена в так называемых "крепких хозяйствах" (как правило, это крупные агрохолдинги). Большинство же хозяйств по стране получают урожаи на уровне 10-15 ц/га (а то и того меньше), что не позволяет им вести не только расширенное, но и простое воспроизводство.

Российские и зарубежные ученые-практики доказали, что удельный вес удобрений в повышении урожайности (в зависимости от почвенно-климатических условий, севооборотов и применяемых агротехнологий) составляет от 40% до 70%. Но из-за диспаритета цен на химудобрения и сельхозпродукцию, нижний предел окупаемости удобрений в зерновом земледелии РФ оценивается в 7 кг зерна за 1 кг д.в. удобрений. Но такую "планку" могут обеспечить только крупные агрохолдинги.

Низкую, по сравнению с зарубежными странами, окупаемость удобрений урожаем в нашей стране эксперты объясняют такими факторами, как организационно-экономические условия ведения сельхозпроизводства и природно-климатические особенности. Еще одним важным фактором окупаемости удобрений является обеспечение стабильных цен на сельхозпродукцию.

- Каков оптимальный уровень внесения минудобрений в российские почвы для поддержания уровня плодородия?

- Государственной программой развития сельского хозяйства страны увеличение объемов применения удобрений к 2020 году предусмотрено только до 5 млн тонн. Это означает, что все эти годы будет, скорее всего, увеличиваться отрицательный баланс питательных веществ в почве.

Чтобы выйти на бездефицитный баланс питательных веществ, т.е. сохранить плодородие российских почв хотя бы на нынешнем уровне, необходимо к 2020 году довести применение удобрений до 8-9 млн т д.в. Но для этого потребуется ежегодно наращивать объемы применения на 0,9-1 млн т д.в.

Но на практике применение минеральных удобрений в стране продолжает стагнировать на недопустимо низком уровне - в 2 - 2,5 млн т д.в. в год, что позволяет вносить их в менее чем на половине посевных площадей. Причем, при низкой средней дозе внесения - 30 - 33 кг д.в. на гектар. Это, к примеру, в 5 раз меньше США и Индии, в 8 раз - Белоруссии и в 10-15 раз меньше уровня Китая и стран Европы.

По экспертной оценке, для достижения валового сбора зерна в 2020 году в объеме 115 млн тонн (это предусмотрено Госпрограммой 2013-2020 гг.), требуется ежегодное внесение удобрений только под зерновые культуры до 4,5 млн т д.в. А на всю площадь потребность в минеральных удобрениях составит 8-9 млн т д.в. в год.

- Насколько в России востребованы современные методы определения потребностей в химудобрениях ?

- Традиционные методики, которые применяет сегодня агрохимическая служба России, не дают полной картины состояния плодородия почвы в стране.  Коэффициенты использования питательных веществ почвы для большинства культур ниже потенциально возможных. Вдобавок, непроизводительное использование части удобрений увеличивает затраты на урожай, может вызвать ухудшение его качества, и загрязнение сельхозпродуктов, почвы, воды.

Почвенная диагностика на содержание питательных веществ в почве – основа создания комплексной системы питания почвы, но даже руководствуясь этими данными, нельзя оптимизировать потребность растений в тех или иных элементах питания.

Такой элемент может не поступать в растение из-за ряда причин. Это зависит от динамики погодных условий, свойств почвы, а также генетических особенностей отдельных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и их требовательности к минеральному питанию.

Еще 1980-х гг. советский ученый Б.А. Ягодин разработал методику функциональной экспресс-диагностики почвы, позволяющую оценить не просто содержание того или иного элемента в почве, а потребность растения в нем, контролируя интенсивность физиолого-биохимических процессов. Но этот метод, который был дополнен исследованиями американских ученых, был применён в США, а не в России.

По этой методике сперва определяют фотохимическую активность суспензии хлоропластов, полученной из средней пробы листьев растений. Затем в суспензию хлоропластов добавляют элемент питания в определенной концентрации и вновь определяют фотохимическую активность суспензии. В случае роста фотохимической активности суспензии хлоропластов по сравнению с контролем (без добавления элементов), делается вывод о недостатке данного элемента и  определяется оптимальная концентрация элемента в питательной среде. Этот метод позволяет определить потребность растений в 12 - 15 макро- и микроэлементах. И, в сочетании с данными агрохимических анализов, результаты функциональной листовой диагностики позволяют дать детальные рекомендации по проведению подкормок.

В этом контексте, инструменты диагностики и своевременной корректировки режима питания должны работать в единстве, поэтому методика Ягодина долгое время не находила применения в стране. А в США и ряде стран Южной Америки в конце 80-х развили этот метод и теорию сбалансированного питания растений.  В результате, США, Канада, Аргентина и Бразилия сегодня лидируют в производстве сельхозпродукции.

Кроме того, методика тщательного почвенного анализа, применяемая в лаборатории Нила Кинзи (США), позволяет в 1,5-2 раза увеличивать продуктивность кукурузы, хлопка, сои, риса, пшеницы, сорго, кормовых культур. Этими разработками в последнее время интересуются и в России. Так, на базе инновационного хозяйства ООО «Орловка-АИЦ» (Самарская область), в рамках эксперимента на одном из полей был проведен отбор почвенных проб и осуществлен анализ в лаборатории Н. Кинзи.

- Вероятно, требуется комплекс мер, стимулирующих более эффективное использование химудобрений в АПК России?

- По имеющимся оценкам, в среднем по стране за счет рационального применения удобрений может быть получено до 50-60% прироста урожая сельхозкультур.

На сегодняшний день существуют агроприемы и технологии, позволяющие оптимизировать применение минеральных удобрений. Среди этих технологий, например, технологии прямого и полосового посева; мини стрип-тилла (т.е. двухуровневое внесение удобрений, одновременно с посевом); выстраивание грамотной системы севооборотов, дифференцированное внесение удобрений по потребностям поля и конкретной культуры, применение биотехнологий.

Кстати, именно биотехнологии сегодня называют тем фактором, который  позволит уменьшить количество удобрений, обеспечит почву и растение всем необходимым за счет стимулирования естественных биологических и микробных процессов в почве.

Однако в России этот рынок, по сути, «дикий»; он до сих пор никем не регулируется и насыщен малоэффективными, нередко фальсифицированными биопрепаратами. Нет четкой системы рекомендаций по их применению препаратов. Сельхозпроизводители, начиная работать с биопрепаратами, зачастую предоставлены сами себе и вынуждены работать с ними путем проб и ошибок.

Поэтому для России важно создание системы инновационных сельхозпредприятий – площадок для практического обучения сельхозпроизводителей, где они смогут в реальных условиях отрабатывать эти технологии. 

Создание инновационных хозяйств является одной из быстрых мер. Требуется законодательно закрепить и реализовать целый комплекс мероприятий. Приоритетными должны стать меры, гарантирующие обеспечение мировых цен для сельхозпроизводителей и доходность сельхозпроизводства. Для этого необходимо создать нормативно-правовую базу, минимизирующую вредное воздействие на окружающую среду и исключающую деградацию почвы. То есть, нужно внести соответствующие разделы в «Закон о сельском хозяйстве»  в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйcтвенной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы.

Ситуация требует совершенствования работы российской агрохимической службы. Служба использует традиционные методики проведения агрохимических анализов и лишь в небольшой степени применяет современные достижения аграрной науки и практики. В этой связи, требуется переоснащение лабораторий агрохимической службы и внедрение современных методик анализа почвы, в обязательном порядке включающих анализ ионно-катионного обмена, баланса макро- и микроэлементов и т.п.

Также необходимо включить в  Госпрограмму развития АПК проведение бесплатных для сельхозпроизводителей агрохимических анализов почв. Нужны, кроме того, и механизмы, стимулирующие внедрение технологий, которые позволят оптимизировать применение минеральных удобрений.

Субсидии, на мой взгляд, должны выделяться только сельхозпредприятиям, нацеленным на экономически и экологически эффективное производство, которые оптимально используют удобрения. Такой порядок должен быть утвержден законодательно и жестко выполняться.