Власти наконец обратили внимание на рекордный рост цен на мазут: ФАС допустила введение регулирования его стоимости. Регуляторы три года назад уже вводили госрегулирование в отношении цен на бензин и продолжают сдерживать их в рознице. Инициативу поддерживают энергетики Дальнего Востока: они используют мазут для производства тепла, но не могут компенсировать расходы через тариф. Власти вряд ли введут регулирование цен из-за проблем отдельных регионов, полагают аналитики, но допускают повышение нормативов продаж на бирже.

ФАС допускает введение госрегулирования цен на мазут. Служба готова обсудить этот вопрос с Минфином и Минэнерго, сказал глава ФАС Максим Шаскольский 18 ноября в Совете федерации. Сейчас в РФ наблюдается дефицит топлива, это ведет к росту цены, отметил он, «нужно увеличивать на предприятиях объемы (производства) — если будет больше (мазута) на бирже продаваться, то цены пойдут вниз, сейчас объемов недостаточно» (цитата по ТАСС). В Минфине запрос переадресовали в ФАС, в Минэнерго не ответили.

Существенное подорожание мазута объясняется возросшей стоимостью топлива в Европе. Правительство в последние годы стремилось стимулировать нефтекомпании к снижению выпуска мазута. Так, в 2017 году экспортная пошлина на мазут была приравнена к нефтяной, что привело к снижению рентабельности НПЗ с высокой выработкой мазута. Кроме того, ряд заводов с высокой долей темных нефтепродуктов не смогли претендовать на субсидию в виде возвратного акциза на нефть, тогда как для них росли акцизы на нефтепродукты.

Стоимость мазута на бирже СПбМТСБ с начала года выросла в 1,4 раза, до 26,5 тыс. руб. за тонну. Такая цена наносит удар по арктическим регионам, где большая часть тепловой энергии производится в котельных, работающих на мазуте.

Сенатор от Мурманской области Константин Долгов на заседании в Совете федерации предположил, что государству придется либо регулировать цены на мазут, либо принять меры для роста производства. В противном случае, полагает он, федеральному бюджету придется компенсировать выпадающие доходы энергетиков (тарифы на тепло жестко ограничены).

Энергетики Дальнего Востока используют топочный мазут в качестве резервного топлива. Например, объекты «РАО ЭС Востока» (входит в «РусГидро», управляет генерацией на Дальнем Востоке) в 2020 году потребили 201,5 тыс. тонн мазута. В 2020 году ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на Камчатке полностью перешли на мазут из-за дефицита газа, после этого регион просил возместить дополнительные расходы в 1,6 млрд руб. из бюджета.

В «РусГидро» сообщили, что поддерживают «любые меры регулятора, направленные на стабилизацию и снижение цен на уголь и жидкое топливо». Там считают, что в условиях высокого роста цен необходим механизм компенсации затрат и регулирования цен для энергетиков Дальнего Востока.

В ФАС “Ъ” сообщили, что введение госрегулирования — лишь один из вариантов. Помимо этого, служба предлагает проработать механизм автоматической компенсации обоснованных затрат при значительном росте цен на топливо. Пока же ФАС рекомендует энергетикам заключать годовые контракты на мазут либо покупать его напрямую у производителей в период пониженного спроса.

Меры топливного регулирования уже применялись российскими властями в 2018 году, когда была введена заморозка мелкооптовых и розничных цен на бензин, для чего были подписаны соглашения с нефтекомпаниями. Хотя соглашения и перестали формально действовать, власти по-прежнему сдерживают стоимость топлива на заправках, следя за тем, чтобы цены не поднимались выше уровня инфляции.

Екатерина Родина из «ВТБ Капитала» сомневается, что внутренние цены на мазут начнут регулироваться. Скорее всего, вопрос Мурманской области будет решен в частном порядке, считает аналитик, также, возможно, в крайнем случае власти пойдут на повышение нормативов продаж на бирже, как в случае с бензинами.