Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало исследование Global Hydrogen Review 2021, посвященное развитию технологий «зеленого» водорода. МЭА признало темпы развития водородной энергетики недостаточными. «Водородные технологии становятся более экологичными, но внедряются слишком медленно. Пришло время использовать их потенциал для создания устойчивой энергетической системы и достижения целей по нулевым выбросам к 2050 году. Правительства разных государств должны взять на себя в этом ведущую роль», — говорится в отчете.

Тем не менее интерес государств к водородным технологиям вырос за два года более чем в шесть раз. Если в 2019 году только Франция, Япония и Корея приняли стратегии развития водородной энергетики, то на сегодняшний день такие документы опубликовали уже 17 стран, а еще более 20 работают над этим, пишет zs-rating.ru.

По данным МЭА, страны с водородными стратегиями выделили на их реализацию суммарно 37 млрд долларов, еще около 300 млрд составят частные инвестиции. Однако этого объема недостаточно. По мнению экспертов МЭА, для развития водородного сектора до уровня полноценной части стратегии Net Zero потребуется не менее 1,2 трлн долларов инвестиций в производство и использование низкоуглеродного водорода до 2030 г.

Водородная биржа

Помимо инвестиций необходимо также увеличить спрос на водород, который должен стимулироваться на госуровне. Одна из ключевых проблем – большой ценовой разрыв между низкоуглеродным водородом и тем, который производится из ископаемых источников. Первый обходится от 3 до 8 долларов за килограмм, второй – от 0,5 до 1,7. «Чтобы сократить этот разрыв, необходимо не только развивать менее затратные технологии, но и использовать другие инструменты влияния на рынок – такие как аукционы, квоты и обязательное внедрение водорода в госзакупки. Это поможет снизить риски для инвесторов и повысить экономическую привлекательность по использованию низкоуглеродного водорода», — отмечает МЭА.

Также необходимо предоставить индивидуальную поддержку флагманским проектам, которые готовы к запуску, и вложиться в развитие складской и транспортной инфраструктуры. Среди перспективных направлений развития МЭА выделяет электромобили на водородных топливных элементах. По данным агентства, благодаря усилиям Кореи, США, Китая и Японии количество водородного транспорта на дорогах выросло более чем в шесть раз: с 7 000 в 2017 году до более 43 000 к середине 2021 года. В дальнейшем сферу применения водорода можно расширить на грузовой транспорт и автобусы.

Пилотные проекты

«Водород будет ключевым средством в процессе декарбонизации промышленности, однако большинство технологий, которые могут внести значительный вклад в это движение, все еще находятся в процессе разработки», — говорится в исследовании. Первый в мире пилотный проект по производству безуглеродной стали с использованием низкоуглеродного водорода запустили в этом году в Швеции. В конце 2021 года в Испании ожидается запуск пилотного проекта по производству аммиака с использованием «зеленого» водорода.

Также в разработке находятся демо-проекты по использованию водорода в производстве цемента, керамики и стекла. «Правительствам необходимо обеспечить поддержку инновационных технологий, увеличить бюджеты на НИОКР и демонстрационные проекты. Тогда в будущем их быстрее можно будет предложить рынку и коммерциализировать», — считают в МЭА.

Наконец, эксперты призывают страны изменить существующую нормативно-правовую базу и определить новые стандарты и схемы сертификации для внедрения «зеленых» водородных технологий, а также заключить международные соглашения в этой сфере. «Развитие мирового рынка водорода может помочь странам как с ограниченным, так и с большим потенциалом объединить усилия. Те, у кого мощности для развития ВИЭ и хранения СО2 больше, получат возможности работать на экспорт. Более тесная координация между странами на политическом и научном уровне позволит ускорить прогресс», — заключили эксперты.