Министерство финансов (Минфин) РФ считает идею введения механизма плавающих ставок акцизов на нефтепродукты неработающей. Об этом сообщил РБК замминистра финансов Сергей Шаталов. "Мне кажется, что это вообще неработающий механизм, с которым вряд ли стоит связываться по очень многим причинам", - отметил он.

Ранее Министерство энергетики поддержало предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), согласно которым при цене нефти от 70 до 140 долл. за баррель акциз будет плавающим, а при цене ниже 70 и выше 140 - фиксированным. 26 ноября Минфин направил письмо в Минэнерго с подтверждением своей отрицательной позиции по данному проекту.

Среди причин скептического отношения к проекту замминистра выделил следующие аспекты. Во-первых, мера будет означать, что акцизы начнут зависеть от цен на нефть, то есть будут также нестабильными. По его словам, если рассматривать с точки зрения дорожных фондов, в которые поступают доходы от данных акцизов, то у них вместо стабильного и понятного источника появляется "тоже нечто плавающее".

"При падении цен на нефть у них доходы будут увеличиваться. Если цены, наоборот, на международном рынке растут, то в этом случае этим дорожным фондам, по-видимому, придется искать какую-то компенсацию. Каким образом это делать, я не очень хорошо представляю", - пояснил С.Шаталов.

Второй аспект касается того, что цены на нефть могут меняться достаточно быстро, и тогда возникает проблема постоянного и быстрого пересмотра ставки акцизов. "Причем от момента производства моторного топлива до момента его реализации с соответствующими акцизами могут проходить месяцы. Как это будет работать в этом случае, для меня тоже, по существу, большая загадка", - сказал замминистра.

В-третьих, он выразил сомнение, что данный механизм повлияет на цены на внутреннем рынке. "Там схема ценообразования совсем другая, это netback по моторному топливу на европейской части России. Здесь важны цены не только на нефть, но и на нефтепродукты, которые складываются на том рынке", - отметил С.Шаталов.

По его словам, есть серьезные основания для того, чтобы посмотреть, как осуществляется ценообразование на российском рынке и как выполняет свои функции ФАС.

"Если она еще каким-то образом вмешивается в оптовое ценообразование, то розничное ценообразование - это вообще загадка, хотя в основном этот рынок контролируют вертикально интегрированные компании. Тем не менее маржа достигает 25% на этом рынке", - добавил С.Шаталов.