Первые в РФ суда на метаноле, меморандум о строительстве которых группа ЕСН подписала с японскими компаниями Marubeni и Mitsui, будут предназначены для транспортировки продукции метанольного завода ЕСН на Дальнем Востоке. Предполагается строительство двух-трех судов дедвейтом до 50 тыс. тонн. Стоимость одного судна, по оценкам аналитиков, может составить $50–55 млн.
Группа ЕСН Григория Березкина, строящая завод по выпуску метанола в Амурской области, и ее японский партнер Marubeni могут выбрать суда на метаноле в качестве средства транспортировки продукции завода из портов Приморского края на рынки Азии. По словам источника “Ъ” в отрасли, стороны в качестве пилотного проекта прорабатывают строительство двух-трех двухтопливных судов (на метаноле и дизтопливе) дедвейтом до 50 тыс. тонн. Первое судно дедвейтом участники проекта хотят заложить на российской верфи в 2022 или 2023 годах. Стоимость одного такого судна, по оценкам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, может составить $50–55 млн.
Меморандум о разработке проекта судов на метаноле группа ЕСН, Marubeni и японская судоходная компания Mitsui OSK Lines, а также ВЭБ.РФ и ВТБ подписали 3 сентября на Восточном экономическом форуме. Какие это будут суда, не уточнялось. Тогда Григорий Березкин говорил присутствовавшему на подписании президенту РФ Владимиру Путину, что данное соглашение — «первый подход к снаряду, чтобы строить суда на российских верфях с использованием в качестве топлива метанола не только для российского судоходства, но и для международного использования». Предполагается, что ВЭБ.РФ и ВТБ могут финансировать строительство судов. В ВЭБ.РФ заявили, что считают комментарии преждевременными.
Завод по производству метанола в Сковородино строит «Технолизинг», входящий в ЕСН. Пуск завода запланирован на 2024 год, мощность — 1 млн тонн в год с возможным расширением до 2 млн тонн, 500 тыс. тонн в год из этого объема уже законтрактовано японской Marubeni на 20 лет. В июле ЕСН договорилась с ОАО РЖД о долгосрочной скидке в размере 30,4% на железнодорожную перевозку метанола из Сковородино до станций Находка-Восточная и Блюхер в Приморском крае.
Как пояснили Marubeni и Mitsui в своем сообщении, суда планируется строить с двухтопливным двигателем, работающим как на метаноле, так и на жидком топливе с «очень низким содержанием серы». Из-за вступившего в силу в прошлом году стандарта IMO о снижении содержания серы в судовом топливе с 3,5% до 0,5% компании вынуждены переходить на топливо с улучшенными экологическими показателями. Метанол, как и сжиженный природный газ (СПГ), не содержит серы, но у него есть важное преимущество над экологичными СПГ и водородом — простота транспортировки, отмечает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. По его словам, использование другого низкосернистого топлива в дополнение к метанолу поможет нивелировать недостаток последнего: из-за низкой теплоты сгорания метанола суда, заправленные им, ограничены в радиусе перемещения.
В пресс-релизе японских корпораций говорится, что они рассмотрят возможность поставлять метанол, производимый ЕСН, как бункерное топливо в Восточно-Азиатский регион при соответствующем спросе. В пресс-релизе ЕСН говорится также, что проект группы в Сковородино «потенциально может стать основным поставщиком метанола» для судов, идущих из Азии в Европу по Северному морскому пути.
По словам собеседника, партнеры могут рассмотреть строительство нескольких десятков судов на метаноле в среднесрочной перспективе.
«Рынок метанола стабильно растет примерно на 5% в год,— говорит господин Акишин.— А увеличение его потребления в таких сегментах, как транспорт и производство олефинов, вероятно, обеспечит похожую динамику и в долгосрочной перспективе». При этом российский метанол, подчеркивает он, традиционно обладает высокой конкурентоспособностью на мировом рынке главным образом за счет низкой стоимости сырья.