Передел карты Ближнего Востока по «трубопроводному» принципу запланирован извне. Поскольку многие западные страны всё меньше доверяют традиционным маршрутам транспортировки углеводородов. Эти оценки прозвучали 24 сентября с.г. на международной конференции «Сирия: пути выхода из кризиса».
Участница президиума Партии национального действия (ПНД, Сирия) Мейс Креди пояснила RCC: «уникальность географического положения страны и созданной в Сирии нефтепроводной системы - среди задач по дестабилизации страны, и, если получится, - по ее разделу. Иностранный контроль за этой системой был непродолжительным (середина 1940-х – начало 1950-х гг. - Прим. Ред.), а обходные транзитные пути в соседние страны поныне бездействуют. Но почти все эти пути тоже были проложены через Сирию. Потому роль транссирийских маршрутов по-прежнему высокая.
Мы знаем, что варианты раздела страны, с выделением под особый контроль нефтепроводов и примыкающих к ним портов, ныне прорабатываются с участием ИГИЛа и схожих организаций. Если военно-политическая ситуация в стране ухудшится, тогда не исключены какие-либо схемы по транснациональному управлению сирийской нефтетранзитной инфраструктурой. На некоторые ее маршруты, «исходящие» из соседнего Северного Ирака, претендуют в Турции.
Нынешние планы раздела всех стран Восточного Средиземноморья проистекают из англо-французского пакта Сайкс-Пико (1916 г.) по разделу Османской империи. Причем, основа этих «вариаций» тогда и сегодня - крупные нефтяные запасы региона и его транзитные преимущества. Да, с тех пор политическая география в регионе и в мире существенно изменилась. Однако новые нефте- и газопроводные проекты, в которых заинтересован Запад, требуют «расчистки» территории существующих в регионе стран, особенно Сирии и Ирака. Так, многие государства Аравийского региона выдвигают проект трубопроводных поставок газа в Европу. А кратчайший путь этих поставок проходит через Сирию и по ее трубопроводным «связкам» с портами Ливана и Турции».
Схожее мнение высказал RCC зампредседателя ПНД Ясир Карим: «Кощунственна сама мысль «трубопроводного» раздела Сирии и Ирака, но такие планы давно существуют за рубежом и «дистанционно» регулируются. Извне всё больше интересуются не только транзитной сетью Сирии, но также ее крупными запасами углеводородов. Пока не освоенных на том же уровне, как в Ираке и странах Аравии».