Климатическая статистика 2020 года подтверждает, что Россию не миновал мировой тренд на глобальное потепление. Об этом говорится в проекте ежегодного экологического доклада Минприроды, который опубликован ведомством для общественного обсуждения. Прошлый год был богат не только на температурные аномалии, но и на участившиеся опасные природные явления и чрезвычайные ситуации. Опрошенные “Ъ” эксперты уверены, что дальше будет только хуже.
В проекте доклада Минприроды подчеркивается, что изменение климата — важнейший фактор, влияющий на состояние окружающей среды в России. И оказалось, что прошедший год был «необычайно теплым» — так называемая среднегодовая аномалия температуры воздуха приросла на +3,22°С. А это более чем на градус выше предыдущего максимума 2007 года.
Прошлая зима была в России самой теплой за все время наблюдений с 1936 года (кроме Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов). Средняя по России аномалия составила в эти месяцы +5°С — на 1,5°С выше предыдущего максимума 2015 года. Весной аномалия составила рекордные +3,94°С, осенью +3,29°С. И только лето удержалось в рамках привычной среднегодовой температуры.
В докладе отмечается, что на территории России наметилась тенденция к увеличению среднегодовых сумм осадков — в 2020 году их выпало 106% от нормы. «Рост осадков наблюдается во все сезоны,— отмечают в Минприроды.— Наиболее значительный рост сезонных сумм осадков в целом по территории РФ наблюдается весной. Увеличение осадков происходит практически везде, особенно на Азиатской территории, и местами тренд превышает 10% нормы за десятилетие». В 2020 году в России было зафиксировано 1 тыс. опасных природных явлений — на 97 больше, чем в 2019-м. Из них 372 нанесли значительный ущерб.
«Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные, и последствия этих изменений оказывают существенное воздействие на жизнь и здоровье граждан, социально-экономическое развитие страны в целом»,— отмечают авторы доклада.
Так, ЧС природного характера также стало больше. По данным МЧС, в 2020 году их было 104 (в 2019 году — 49). В результате четыре человека погибли, 4,3 тыс. пострадали, а спасены 1,7 тыс. «Чрезвычайные ситуации природного характера повышают риски травматизма, болезней и преждевременной смертности населения,— указывают в Минприроды.— Также они негативно воздействуют на жилую, транспортную и энергетическую инфраструктуры; усиливают тенденцию увеличения потерь в агропромышленном комплексе; способствуют значительной утрате биоразнообразия». В прошлом году было зафиксировано 36 опасных гидрологических явлений (в 2019-м — 17), 25 крупных природных пожаров (против 6 в 2019-м), а также 20 бурь, ураганов и смерчей (в 2019-м — всего две).
«Все, что происходило с климатом в 2020 году,— это рекорды,— соглашается руководитель направления "Климат и энергетика" "Гринписа России" Василий Яблоков.— Но в 2021 году сохраняется этот тренд. Растет количество и интенсивность опасных природных явлений, да и наносят они все больший ущерб. Этот год уже совершенно точно побил предыдущий — вспомните хотя бы температурные рекорды в Москве и Санкт-Петербурге или наводнения на Черноморском побережье. И с каждым годом будет только хуже». По его словам, Россия от изменений климата может пострадать сильнее, чем другие страны, потому что среднегодовая температура в нашей стране растет быстрее. Ссылаясь на данные Росгидромета, господин Яблоков указывает, что в России в последние десять лет количество опасных для человека природных явлений выросло в три раза по сравнению с предыдущим десятилетием.
Заместитель директора Института физики атмосферы имени Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов согласен, что аномалии прошлого года подтверждают тренд глобального потепления, который наблюдается уже 50 лет. «Эти скачки температуры будут со временем все выше и все больше отклоняться от нормы,— предупреждает он.— Будет все больше волн жары, которые можно было наблюдать этим летом. Будет меняться характер погоды — в Москве, например, станет так, как в южных регионах». Впрочем, все эти изменения будут происходить постепенно, уверен господин Семенов, а значит, люди будут воспринимать «новый» климат как данность, а не как что-то аномальное.
Все опрошенные эксперты считают, что главной причиной изменения климата является антропогенное воздействие. «Уже точно не приходится ждать от природы подарков судьбы — что естественные климатические циклы все скомпенсируют,— уверен Василий Яблоков.— Это будет пустой тратой времени, а его у нас не осталось». По его мнению, для решения проблемы каждый сектор экономики должен сократить выбросы и перейти на зеленые решения.
Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов уверен, что «действовать нужно срочно и принимать все возможные меры». Он не согласен с аргументом о том, что российские леса смогут поглотить достаточно СО2 (напомним, об этом говорится в проекте стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, разработанном Минэкономики). «Нужно менять транспортные решения, переходить на зеленую энергетику, менять стандарты строительства,— считает он.— Но у нас пока что мало подвижек, потому что менять привычную старую модель — значит наступать на интересы промышленников».
Отметим, существенные изменения климата давно уже фиксируют и международные исследователи. Так, Всемирная метеорологическая организация ООН подсчитала, что количество стихийных бедствий за последние 50 лет увеличилось в пять раз. Стихийные бедствия, связанные с погодой, климатом или опасностью для водных ресурсов, происходили в среднем каждый день, убивая по 115 человек и нанося убытки в размере $202 млн. В начале августа Межправительственная группа экспертов по климату (IPCC) при ООН пришла к выводу, что для нормализации температуры путем сокращения выбросов парниковых газов, в том числе углекислого, потребуется порядка 20–30 лет. Авторы отмечали, что при сохраняющейся промышленной активности Мировой океан может подняться на 2 м уже к 2100-м годам. Это станет потенциальной угрозой для жителей прибрежных территорий и грозит затоплением ряду стран.