Возглавляемый теперь Оксаной Лут Минсельхоз планирует ввести в России федеральный режим чрезвычайной ситуации (ЧС) из-за ущерба, нанесенного урожаю аномальными заморозками.
Но ведомство пока не будет пересматривать прогнозы сбора и экспорта именно зерновых культур – в отличие от отраслевых экспертов, которые уже ухудшили свои оценки. Западные аналитики указали на обеспокоенность из-за глобальной продовольственной инфляции и посетовали, что зарубежным трейдерам все сложнее анализировать ситуацию с российскими поставками зерна.
В России будет введен федеральный режим ЧС из-за последствий майских заморозков. О таких планах сообщила на полях российско-узбекистанских переговоров глава Минсельхоза Оксана Лут.
Сроки действия такого режима пока не определены. При этом на данный момент региональные режимы ЧС из-за заморозков действуют уже в 10 субъектах РФ. Как оценивали в министерстве, возвратные заморозки в мае совокупно затронули посевы в 23 регионах. Площадь посевов под пересев из-за заморозков составляет около 900 тыс. га. Это примерно 1% от всех посевов. Вице-премьер Дмитрий Патрушев призывал регионы оперативно организовать пересев, чтобы уложиться в агрономические сроки, передает НГ.
По уточнению Лут, наиболее сильно заморозки сказались на плодовых деревьях, особенно на яблонях в центральных регионах. Так что ведомство планирует просить у правительства компенсацию ущерба, нанесенного прежде всего плодовым культурам, следует из слов министра, переданных информагентствами.
Но Минсельхоз – по крайней мере пока – не планирует пересматривать свой прогноз по урожаю и экспорту зерновых, даже несмотря на сложные погодные условия. По текущему прогнозу ведомства, в 2024 году сборы зерновых ожидаются на уровне 132 млн т. Притом что в прошлом году Россия, как сообщалось, собрала 144,9 млн т зерна.
В отличие от профильного ведомства отраслевые эксперты уже ухудшили свои оценки урожая. «При урожайности 25,8 центнеров с га мы получаем исходя из текущих площадей средний расчет 129 млн т валовый сбор. Это достаточно серьезное снижение, потому что прогнозы раньше составляли 142–147–149 млн т», – сообщил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
По его данным, в общей сложности от заморозков пострадало свыше 1,5 млн га, из них 900 тыс. га будет пересеваться. «Думаю, что реальные цифры общего пересева уйдут за миллион гектаров, а пострадавших в регионах посевов – около 2 млн га всего», – приводит слова отраслевого эксперта Интерфакс.
Сами же заморозки случились поздно, и на пересев, по экспертным оценкам, практически не осталось времени. Но даже если получится пересеять все необходимые площади поздними яровыми культурами, урожай все равно будет существенно ниже, чем по озимым, считает он. Кроме того, ситуация усугубляется теперь и «довольно серьезной засухой на юге».
Также есть проблемы со снабжением ресурсами. Кредиты для закупки необходимых ресурсов предлагаются по 25% годовых, утверждает Злочевский. «Это равно смерти пересева. Окупаемость такого пересева при таких ставках не укладывается в экономический расчет», – полагает он.
Впрочем, заморозки на объемы экспорта зерновых культур не повлияют, добавил Злочевский. Ведь, по его словам, мы уже и так видим снижение экспорта. «И это завязано не на ущербе от заморозков, а на ценовой динамике. Внутренняя динамика выше, чем внешняя, и это отражается в интересе экспортеров», – цитирует Злочевского ТАСС.
По его словам, в текущем сельскохозяйственном сезоне (это период с 1 июля 2023-го по 30 июня 2024-го) экспорт зерна из России прогнозируется на уровне 67–69 млн т. Но заморозки повлияют на будущую производственную базу, что, конечно, уже тревожный фактор.
Одновременно с этим агентство Bloomberg описывает беспокойство западных аналитиков и трейдеров по поводу глобальной продовольственной инфляции и того, что «Россия усиливает контроль над своей зерновой отраслью».
«Крупнейшие западные агропромышленные компании, в том числе Cargill и Viterra, в прошлом году отказались от экспорта из России после того, как правительство потребовало уступить дорогу местным фирмам, – публикует перевод сообщения Bloomberg редакция ИноТВ. – В результате зерновой рынок остается в руках меньшего числа компаний, что дает Москве больше влияния на поставки пшеницы, которые в последние несколько лет сыграли ключевую роль в сдерживании глобальной продовольственной инфляции».
«Более того, консолидация отрасли в руках приближенных к власти компаний ограничивает для зарубежных трейдеров понимание российских поставок – в то время как мировые цены на пшеницу растут из-за неурожая», – уточняется также в сообщении.
Как пояснила «НГ» доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова, «Россия планомерно стремится к получению безоговорочного влияния на отечественном зерновом рынке за счет работы с ограниченным количеством компаний российского происхождения».
«Политика российских властей, направленная на консолидацию зернового рынка в руках местных компаний, позволяет России контролировать значительную часть своей зерновой отрасли. Уход таких крупных западных компаний, как Cargill и Viterra, уменьшил количество игроков на рынке, что может предоставить российскому правительству больше рычагов для влияния на экспортные поставки и ценообразование», – соглашается директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков.
Однако утверждение о том, что это якобы полностью негативно сказывается на международных трейдерах и усугубляет проблему глобальной продовольственной инфляции, нуждается в уточнении, считает эксперт. «Консолидация может привести к повышению прозрачности и стабильности на внутреннем рынке, что, наоборот, может стабилизировать и экспортные объемы», – ожидает Кабаков.
Экспорт зерна из России, по его уточнению, действительно играет ключевую роль в глобальной продовольственной безопасности. И это как раз позитивный фактор. «В последние годы российский экспорт пшеницы способствовал снижению глобальной продовольственной инфляции, особенно в периоды высокого спроса и ограниченных предложений из других стран», – обратил внимание Кабаков.
«За счет снижения цен на поставляемое зерно Россия за последние годы смогла нарастить долю присутствия своей продукции на мировом рынке. Помимо Китая, Турции, Египта, Ирана и стран Евразийского союза, уже и другие рынки, включая Индию, страны Ближнего Востока, страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии увеличивают закупку российских зерновых, – перечислила Новикова. – Все это становится дополнительной причиной создания зерновой биржи на основе союза стран БРИКС, что является одной из инициатив России». Конечно, фактор непогоды может оказать свое влияние на экспорт, тем не менее, как считает Новикова, «задача увеличения доли российского агропромышленного сектора в мировой экономике остается приоритетной».