Минтранс разработал и внес в правительство ряд нормативных актов, в том числе правила распределения субсидий из резервного фонда правительства на 22,4 млрд руб., которые должны компенсировать рост стоимости керосина в 2018 году. Об этом заявил во вторник, 10 ноября, заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Илья Белавинцев, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации.

По его словам, это сделано в рамках прошлогоднего поручения президента Владимира Путина, который распорядился компенсировать авиакомпаниям дополнительные расходы на топливо до 1 ноября 2019 года. «Мы надеемся, что эти решения будут приняты в ближайшее время. Они очень актуальны, особенно в настоящее время», — сказал чиновник.

Пресс-служба правительства сообщила РБК, что «данная инициатива Минтранса» пока не поступала в Белый дом. Пресс-служба Минфина уточнила, что вопрос о компенсации авиакомпаниям из-за роста стоимости топлива в 2018 году прорабатывается.

Выплата компенсаций за рост цен на керосин была перенесена на 2020 год в связи с отсутствием свободных средств, рассказывал в конце прошлого года Александр Юрчик, который тогда занимал пост замминистра транспорта. Процесс выделения средств затягивается также из-за разногласий Минтранса и Минфина относительно точного размера компенсации и способа ее распределения, сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на источники. На совещании в Совете Федерации Белавинцев подтвердил разногласия Минтранса и Минфина по этому вопросу, выразив надежду, что они будут быстро разрешены в «рабочем порядке».

Сейчас вероятность получения бюджетных средств именно в связи с ростом цен на авиатопливо в 2018 году очень мала, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. На фоне стабилизации цен на топливо нужно искать другие обоснования для таких субсидий, полагает он.

Весной 2020 года правительство уже выделило авиакомпаниям субсидии на похожую сумму (23,4 млрд руб.) в качестве поддержки из-за снижения пассажиропотока. Однако пока перевозчики получили только около 15 млрд руб., а оставшиеся 8 млрд руб. не могут быть перечислены без изменения правил о предоставлении таких субсидий, заявил заместитель гендиректора S7 Group Дмитрий Куделькин, который также участвовал в «круглом столе» в Совете Федерации. По его словам, если в ближайшие две-три недели не будет продлено постановление правительства, авиакомпаниям просто не достанутся эти средства.

В октябре Евгений Дитрих, который на тот момент возглавлял Минтранс, анонсировал, что правила предоставления субсидий авиакомпаниям будут изменены и их итоговый объем увеличится с 23,4 млрд до 30 млрд руб. Других дополнительных мер поддержки авиакомпаний правительство не предполагает, подчеркивал он. 9 ноября Дитрих ушел в отставку, а новым министром транспорта был назначен глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.

В конце октября в связи с началом низкого сезона Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой предоставить дополнительные субсидии в 50 млрд руб. на поддержание их работы. Речь шла о предоставлении 30 млрд руб. в четвертом квартале 2020 года и 20 млрд руб. в первом квартале 2021 года.

Топ-менеджер одной из авиакомпаний в конце октября рассказывал, что из-за того, что международное авиасообщение возобновилось лишь частично, пассажиропоток упадет почти в два раза по сравнению с прошлым годом, а сезонные убытки компаний «значительно превысят» потери аналогичных периодов прошлых лет, что может привести к банкротствам. Минтранс, который ранее ожидал падения в два раза авиаперевозок по итогам 2020 года (с 128 до 60 млн человек), теперь улучшил прогноз до 70 млн пассажиров.