Вчера прошло годовое собрание акционеров венгерской MOL, более 20% акций которой год назад за $1,86 млрд купил "Сургутнефтегаз". Попасть в реестр акционеров MOL он не может до сих пор, а сама венгерская компания продолжает считать российскую чисто финансовым инвестором. Принятые вчера поправки к уставу MOL позволяют ей течение полутора лет выкупить все принадлежащие "Сургутнефтегазу" акции.

Акционеры MOL на годовом собрании разрешили ей увеличить долю казначейских акций (акции компании, находящиеся на ее балансе) с 10 до 25% уставного капитала (сейчас — 7%), говорится в сообщении компании. Менеджмент может продолжить скупку бумаг в течение ближайших 18 месяцев. Также акционеры второй год подряд решили не выплачивать дивиденды, хотя по итогам 2009 года MOL получила $1,2 млрд прибыли.

MOL добывает около 2,16 млн тонн нефти и 3,4 млрд кубометров газа в год. Владеет четырьмя НПЗ и заводом по производству смазок (общая мощность переработки — около 18 млн тонн нефти в год), более 1 тыс. АЗС и газотранспортной системой страны. В апреле 2009 году "Сургутнефтегаз" сообщил, что приобрел у австрийской OMV 21,2% акций MOL за $1,86 млрд.

Сделка была воспринята в штыки менеджментом MOL (опосредованно менеджеры контролируют около 50% компании) и властями страны. "Сургутнефтегаз" готовы воспринимать только как финансового инвестора, говорил год назад глава MOL Жолт Хернади, который вчера повторил это. На прошедшем в апреле 2009 года собрании акционеров MOL компания внесла изменения в устав, позволяющие ей требовать раскрытия владельцев своих акций. Те, чей пакет больше 10%, не могут голосовать акциями, превышающими эту величину.

"Сургутнефтегаз" вел с венгерским правительством и самой MOL переговоры о продаже одному из них 21,2% акций компании, уверял «Коммерсантъ» менеджер "Сургутнефтегаза". Официально все стороны это опровергали. Но в воскресенье в Венгрии прошли выборы в парламент, в результате которых сменится правительство страны. На этой неделе в интервью The Financial Times глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов говорил, что после выборов "ситуация будет двигаться в правильном направлении" и "Сургутнефтегаз" по-прежнему рассчитывает "построить партнерство" с MOL, в частности перерабатывать нефть на ее европейских заводах.

Однако пока "Сургутнефтегазу" даже не удалось закрыть сделку и стать полноправным акционером MOL (вчера российская компания присутствовала на собрании только как наблюдатель). Венгерский финансовый регулятор PSZAF закончил расследование, начатое после совершения сделки, и никаких претензий не предъявил. Но чтобы попасть в реестр акционеров MOL, "Сургутнефтегаз" должен получить одобрение сделки от управления энергетики Венгрии. Чиновники должны рассмотреть этот вопрос до следующего четверга, вчера в управлении комментариев по этому вопросу не давали.

"Сургутнефтегаз" может не торопиться с продажей акций MOL, острой необходимости в деньгах у него нет, отмечает аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. Сейчас пакет MOL стоит почти на $400 млн дороже, чем за него заплатила российская компания. Кроме того, добавляет аналитик, российское правительство поддерживает инвестиции российских компаний в европейские активы. Изменения, внесенные в устав MOL, могут быть и не связаны с желанием выкупить пакет "Сургутнефтегаза", добавляет Лев Сныков из "ВТБ Капитала". Он напоминает, что несколько лет назад MOL заключала с дружественными структурами договор, по которому передавала им свои акции с обязательством обратного выкупа, и устав мог быть изменен, чтобы исполнить эти соглашения.