На фоне жаркой полемики вокруг судьбы второй ветки газопровода «Северный поток» (Nord Stream 2) из информационного поля фактически вытеснен второй европейский проект «Газпрома». Когда речь заходит про «Турецкий поток», как правило, говорят о поставках газа в Турцию, а о второй нитке, которая должна направить газ в Южную Европу, забывают, потому что про нее ничего не понятно — ни маршрут, ни сроки. Все это создает ощущение, что проекта как бы и нет, к тому же и «Газпром» стремится не привлекать внимания к тому, что прокладка второй нитки в Турцию уже идет.

Между тем совет директоров «Газпрома» 13 февраля одобрит докапитализацию компании South Stream Serbia — СП с «Сербиягазом», которое исходно создавалось для строительства местного участка отмененного South Stream («Южного потока»). По словам собеседников, средства пойдут на мероприятия «дорожной карты» по расширению газотранспортной инфраструктуры, которую «Газпром» подписал с Сербией в июне 2017 года. Пока речь идет о проектировании и получении разрешений. Подобные «дорожные карты» «Газпром» подписал и с другими бывшими участниками «Южного потока» — Болгарией и Венгрией. Причем без лишнего шума и громких заявлений, которые некогда сопровождали подготовку к строительству South Stream.

Собеседники в «Газпроме» заверяют, что решение о докапитализации сербской структуры не означает, что для второй нитки «Турецкого потока» выбран именно балканский маршрут, а не вариант с поставкой в Грецию и далее в Южную Италию. Однако, по данным “Ъ”, маршрут через Балканы остается предпочтительным — в том числе из-за подготовительной работы, сделанной для South Stream, а также потому, что позволяет решить вопрос с обеспечением всех клиентов «Газпрома» на Балканах без украинского транзита.

«Мы боимся, что, как только объявим маршрут, нам сразу начнут чинить всякие политические препятствия»,— объясняет один из собеседников. Так, South Stream был остановлен после того, как в Болгарию приехала делегация американских сенаторов.

Пока же информационный шум вокруг Nord Stream 2 служит маскировкой для планов «Газпрома». И, вполне возможно, мы узнаем об итоговом маршруте второй ветки «Турецкого потока» только после того, как болгарский, венгерский и австрийский регуляторы начнут процедуру бронирования новых мощностей (open season), в которой примет участие «Газпром». Но, судя по всему, к 2020 году, когда истечет транзитный контракт с Украиной, балканский маршрут не будет готов, и «Газпрому» придется договариваться с Киевом о новом контракте — без учета Греции «Газпром» поставляет на Балканы и в Венгрию около 13 млрд кубометров в год.