В отрасли, где может случиться все, что угодно, сюрпризов — зачастую нежелательных — трудно избежать. Нефтяная отрасль сейчас в полной мере соответствует этому определению. Никто не знает, чего ждать от цен на нефть: прогнозы на конец года варьируются от 20 до 80 долларов за баррель, что не удивительно, ведь в этом уравнении слишком много неизвестных.
Так что, новость о том, что американские сланцевики расконсервируют буровые установки, в некотором смысле, не актуальна. Именно этого от них и ждали, да и сами компании не раз заявляли о том, что они готовы нарастить объем добычи, как только цены на нефть поднимутся до приемлемых уровней.
Аналитики Morgan Stanley предупреждают о том, что нефть из расконсервированных скважин, может изменить негативные прогнозы по объемам добычи в США. Адам Лонгсон, стратег Morgan Stanley по товарно-сырьевым рынкам, возглавивший группу аналитиков, проводивших исследование, заявил, что изменение прогнозов может оказать давление на ценовую динамику. Согласно результатам, полученным командой Лонгсона, число работающих буровых установок в районах Пермского месторождения с наиболее высокими показателями начальной добычи, продолжает расти и приближается к максимумам 2015 года. Это уже впечатляет само по себе, более того, все эти новые установки сконцентрированы на месторождениях с самым высоким выходом продукта. Это значит, что объем добычи в США может увеличиться весьма ощутимо.
Как верно подметил Арт Берман из Forbes, нефть дают не буровые установки, а скважины. В этом контексте даже снижение числа работающих буровых установок автоматически не означает сокращение объема добычи. Более того, данные Baker Hughes свидетельствуют об обратном: с 2014 года число буровых установок резко сокращалось, а число скважин увеличилось вплоть до февраля 2016 года. Процесс замедлился, когда цены на нефть упали ниже отметки 30 долларов за баррель, но теперь ситуация изменилась к лучшему, и сланцевикам не терпится возобновить добычу.
Не удивительно, что цены отреагировали на эти новости падением ниже заветной отметки 50 долларов. Конечно, развитие медвежьей динамики было обусловлено не только данными по буровым установкам, а целым рядом факторов, включая Брекзит, спровоцировавший бегство от рисков. Нефтедобывающие компании, работающие на сланцевых месторождениях, знают, что они хотят по очень тонкому льду. Но у них нет особого выбора. Разговоры о повышении эффективности операционных процессов и официальные данные не помогут им выплатить долги, которых у них в избытке.
Зато им не хватает места для маневра, поскольку кредиторы ужесточают условия и отказывают в новых займах. По сути, сокращать объемы добычи они больше не могут, но и наращивать их нужно очень осторожно. Ситуация очень сложная. Все, что сейчас могут сланцевые производители — это продолжать оптимизировать свои процессы и надеяться, что антирисковые настроения быстро угаснут и на рынки вернется оптимизм.