Проект «Компания года» создавался с целью привлечения интереса мировых деловых кругов к ведущим российским компаниям, формирования нового имиджа российского бизнеса. По мнению организаторов, его главные задачи – позиционирование лидеров рынка России в ведущих российских и зарубежных СМИ, а также создание благоприятных условий для обеспечения контактов менеджмента с потенциальными инвесторами и зарубежными партнерами.
В этом году конкурс проходил под патронажем ТПП РФ, а лауреаты включены в реестр ее надежных партнеров. Номинанты определялись из числа крупнейших российских фирм в результате опроса экспертов консалтинговых, аудиторских и инвестиционных компаний, банков, информационных агентств и средств массовой информации.
В Экспертный совет вошло 49 участников, виднейших представителей бизнеса и прессы, в том числе: Д.В. Авдеев, аналитик инвестиционного банка UFG; Л.М. Бадалов, профессор РЭА им. Г.В.Плеханова; В.А. Белик, эксперт по инвестициям «Дельта Капитал»; А. Гоял, издатель «Russia Journal»; С. Гроотенбоер, издатель «Moscow Times»; А.Ю. Еремин, исполнительный директор EPIC Advisors (Russia) Ltd; О.Е. Кузнецов, начальник информационно-аналитической службы ММВБ; Р. Таймл, директор подразделения "Индустриальные Ресурсы" компании Accenture в России.
Основными критериям отбора стали качество менеджмента, качество продукции и услуг, финансовая прозрачность, рыночная активность, инновационность компании, профессиональный уровень команды, потенциальная инвестиционная привлекательность.
Конкурс проводился по восьми основным номинациям, позволяющим определить «Компанию года» практически во всех секторах экономики: в сфере топлива и энергетики, финансов, производства продукции промышленного назначения, бизнес-услуг, потребительских услуг для населения, производства продукции массового спроса, в сфере дистрибуции и торговли, а также на международном фондовом рынке.
Были учреждены специальные номинации: «Открытие года», «Наиболее динамично развивающаяся компания». Присуждался приз симпатий деловой прессы. Особо отмечались заслуги в области лучшего маркетинга в номинации «Лучший маркетинг». Награждались компании, имеющие безупречную деловую репутацию, а также внесшие вклад в возрождение отрасли.
Спонсорами дополнительно были учреждены специальные призы.
Примечательно, что в список претендентов не включались естественные монополии и их дочерние компании. Организаторы полагают, что «именно растущие российские компании, не скомпрометировавшие себя в коррупционных скандалах и, тем не менее, пережившие финансовый кризис, способны сформировать новую экономическую элиту России». Именно они, по мысли организаторов, «являются самыми перспективными для иностранных инвесторов и партнеров».
По результатам опросов, в реестр надежных партнеров ТПП РФ включены: АКБ "МДМ – Банк", Группа компаний "Ист-Лайн", Группа компаний "Дон-строй", ЗАО "Аптеки 36,6", ЗАО "Промышленно-страховая компания", ИБГ "Никойл", ОАО Пивоваренная компания "Балтика", ОАО "КАМАЗ", ОАО "НК ЛУКойл", ОАО "Северсталь", ОАО "Сургутнефтегаз" и др.
В номинации «Наиболее динамично развивающаяся компания 2001 года» премия вручена Группе МДМ, осуществившей в нынешнем году большинство своих приобретений в минеральной химии, металлургии, угольной промышленности. В течение года Группой были, в частности, приобретены контрольные пакеты акций ОАО "Невинномысский Азот", ОАО "Волгоградский транспортный завод", ОАО "Северский трубный завод", ОАО "Фосфорит". В результате консолидации активов были сформированы четыре основных холдинга Группы: Трубная Металлургическая Компания, Минерально-Химическая Компания "Еврохим", Сибирская Угольная Энергетическая Компания "Байкал-уголь".
Сегодня Группа МДМ контролирует около 25-30% российской промышленности в данных секторах. Как отметил ее президент Сергей Попов, в настоящее время начинается «период интенсивного роста - структурирование холдингов, инвестирование в производственные мощности предприятий».