По данным Би-Би-Си, президент Судана Омар аль-Башир распорядился открыть в феврале с.г. границу между Суданом и Южным Суданом, отделившимся в 2011 году. Стороны недавно согласовали прохождение этой границы (свыше 400 км).

По тем же данным, "пограничные разногласия привели к тому, что еще в 2012 году были военные столкновения между обеими странами за контроль над сопредельным нефтяным месторождением Хеглиг". Его разведанные запасы, по ряду оценок, достигают около трети суммарных разведанных запасов нефти и газоконденсата Судана и Южного Судана. Ежесуточная добыча южносуданской нефти с 2012 г. варьируется от 470 тыс. до 500 тыс. баррелей, преобладающая часть экспортируется.

Би-Би-Си сообщает также, что "Башир согласился рассмотреть возможное снижение транзитных тарифов, которые Южный Судан платит за транспортировку своей нефти через территорию Судана". Речь идет о перекачке и железнодорожной перевозке южносуданской нефти в Порт-Судан на Красном море.

"Если эти тарифы понизятся, то на фоне нормализации межсуданских отношений Порт-Судан станет одним из крупнейших нефтяных портов в северо-восточной Африке и на Ближнем Востоке, - пояснил обозревателю RCC эксперт по вопросам нефте- и газоэкспортной политики Азиз Гусейнов (Азербайджан). - Тогда окажется под вопросом высокозатратный нефтепроводный проект Южный Судан-Уганда-Руанда - порты Ламу и Момбаса (Кения). Эти страны подписали соглашение по данному проекту в конце июня 2013 года. Имеются также проекты транзита южносуданской нефти через порты соседних Эритреи и Джибути".

Делегации Джибути, Кении и Южного Судана в 2012-2014 гг вели переговоры в РФ об участии российских компаний в реализации этих транзитных проектов.