Крупнейшие американские нефтяные компании уже давно знают, что добавка MTBE (метил-трет-бутиловый эфир) представляет исключительную опасность для подземных вод. Тем не менее, эти сведения, содержащиеся во внутренних корпоративных документах компаний, не раскрывались федеральным органам.

Представители нефтяной отрасли даже заверили американское Агентство по защите окружающей среды (EPA) в том, что опасения не имеют оснований, а добавку не следует рассматривать как загрязнитель запасов питьевой воды. «Нет никаких доказательств того, что MTBE представляет серьезную опасность для окружающей среды и здоровья человека», – таково заключение группы 17 производителей бензина и нефтехимикатов, которое было представлено в ответ на запрос Агентства в середине 80-х годов.

Компании противодействовали предложению EPA внести данные химикаты в список загрязнителей питьевой воды и обязать владельцев заправочных станций не использовать эту добавку при хранении горючего в подземных резервуарах. Представители нефтяной промышленности боялись, что введение новых правил заставит пойти на очень дорогие очистные мероприятия. Позже, еще при администрации Рейгана, EPA отказалось от этих предложений.

Несколько нефтяных компаний продолжало настаивать, что MTBE – самая лучшая добавка для новой формулы бензина, соответствующей жестким мандатам федерального закона о чистоте воздуха. К середине 90-х годов нефтяные компании более чем в четыре раза увеличили содержание этого химиката в бензине, продаваемом в Калифорнии, на северо-западе Америки и в других «дымных» регионах.

Перед тем как первоначальные опасения EPA были признаны обоснованными, MTBE успел стать одной из самых серьезных угроз для национальных запасов подземных питьевых вод.

Сегодня нефтяные компании готовы признать ущерб, причиненный MTBE окружающей среде. Особенно заметный ущерб был нанесен Калифорнии, где, по сообщению официальных представителей, в пределах полумили от источников питьевой воды находится 6 700 резервуаров с горючим. Согласно органам здравоохранения, MTBE сделал непригодными около 50 общественных источников.

Нефтяные компании и органы, занимающиеся контролем над загрязнением воздуха, отказались и от утверждения, что MTBE существенно сокращает дымовые выхлопы. Они присоединились к тем, кто выступает за устранение этого химиката c национального рынка горючего. Представитель правительства Gray Davis призвал, чтобы к 2003 году добавка была устранена.

А теперь главный вопрос. Кто оплатит очистные мероприятия?

На этой неделе Верховный суд Сан-Франциско приступил к изучению материалов по делу, возбужденному поставщиком воды, Lake Tahoe против группы производителей бензина, дистрибьюторов и дилеров, а также против крупнейшего в стране производителя MTBE, компании Lyondell Chemical Co. (Хьюстон). Суд может стать первым, определившим, что отрасли ответственна за загрязнение MTBE американских грунтовых вод.

Конфиденциальные документы, подшитые к делу, показывают, что c 1980 по 1987 год, – как раз тогда, когда представители отрасли отвечали на запрос EPA – компании Shell Oil Co, Texaco Inc, Exxon Corp и Chevron Corp располагали данными о том, что MTBE представляет более серьезную угрозу для питьевой воды, чем другие бензиновые ингредиенты.

В 1984 инженеры из Exxon предсказывали, что загрязнение MTBE будет в три раза больше, если эти повышающие октановое число химикаты будут смешиваться с их бензином.

«В связи с применением MTBE, существует риск загрязнения окружающей среды, – утверждается во внутренней докладной записке, распространенной среди трех десятков руководителей Exxon в 1985 году. - MTBE растворим в воде, а в случае утечки быстрее проникнет в почву, чем другие компоненты бензина». Тем не менее, компания Exxon решила использовать MTBE.

Утечка на заправочной станции East Coast, произошедшая в начале 80-х, показала, что MTBE гораздо труднее и дороже устранять из подземной воды, а его следы с трудом поддаются определению, причем этот эфирный состав придает воде привкус и запах скипидара. Данная информация приводится в служебных записках компаний Exxon, Shell и Chevron.

Нефтяные компании располагали десятками свидетельств о местах в Северной Каролине и еще, по крайней мере, в трех других штатах, где заправочные станции загрязнили подземные воды MTBE.

Когда же EPA, пытаясь разработать новые правила, запросило «больше информации о наличии MTBE в грунтовых водах», компания Arco Chemical Co (позднее поглощенная фирмой Lyondell) дала такой ответ: «В тех местах, где хранится MTBE (очистительные заводы, заправки и сервисные станции) содержание MTBE в грунтовых водах незначительно. Мы полагаем, что бензин, содержащий MTBE, не представляет особых проблем по сравнению с бензином, содержащим только углеводород». Юристы из South Tahoe Public Utility District используют эти и сотни других судебных документов, принадлежавших нескольким нефтяным компаниям, для обоснования обвинения: компании «знали или должны были знать... об угрозе здоровью людей и загрязнении запасов питьевой воды общего пользования».

Податели иска считают, что восемь компаний ответственны за загрязнение 12 из 34 источников. Загрязнение произошло в результате утечек MTBE с заправочных станций, расположенных вдоль автострады-50 (южный берег озера Tahoe). Представители истца заявили, что в летний туристический сезон, когда количество отдыхающих могло увеличиться до 70 000, они вынуждены были пойти на консервацию источников.

Известное своей чистотой озеро не пострадало. Но его бассейн загрязнен из-за утечек горючего: уровень грунтовых вод здесь так высок, что некоторые подземные резервуары с горючим просто плавают в подземных водах. «В числе прочих выплат, предприятие требует 40 миллионов долларов для покрытия расходов по удалению MTBE из питьевых источников, на которое уйдет 50 лет», – говорит юрист Duane Miller.

«Они устроили этот беспорядок. Они и должны его ликвидировать», – заявила на этой неделе Duane Miller. Процесс ведет судья Carlos Bea. Ожидается, что судебное разбирательство продлиться еще восемь месяцев.

В ходе этого продолжающегося 3 года процесса 24 из 31 нынешних ответчиков уже были приговорены выплатить поставщику воды 32 миллиона долларов. Недавно было вынесено решение относительно Chevron: компания заплатит 10 миллионов долларов. Exxon должен выплатить 12 миллионов долларов. Оставшиеся семь ответчиков – Shell, Lyondell, Texaco Inc., Tosco Corp., Ultramar Inc., и две заправочные станции Tahoe (Tahoe Tom и Terrible Herbst).

Компания Shell утверждает, что она представила владельцам заправочных станций «множество предупреждений, касающихся предотвращения утечек». Shell и Tosco, которые владеют сервисными станциями Unocal, обосновывают свое поведение тем, что они не имели выбора и стали добавлять MTBE в свой бензин в 1996 лишь тогда, когда в Калифорнии вступил в силу мандат на продажу «бездымного» бензина. Компания Ultramar заявляет, что от произошедшей на станции Beacon утечки MTBE источники воды не пострадали, а само загрязнение было быстро ликвидировано.

Компания Lyondell настаивает на том, что она только производила MTBE, тогда как нефтеперерабатывающие заводы, дистрибьюторы и дилеры хорошо знали о способности добавки быстро проникать в грунтовые воды. «Все наши потребители знали об этих характеристиках MTBE, когда покупали у нас этот продукт», – говорит Laurence F. Janssen, адвокат компании Lyondell. «Конечно же, мы знали», – отвечает Stephen Jones, адвокат компании Shell. Но и «EPA также знало».

Представители EPA отказались от комментариев. Документы середины 80-х показывают, что официальные лица Агентства знали об опасности добавки для грунтовых вод, но имели весьма скудную информацию о том, какой вред уже нанесен. В 1988 году EPA решило уделить «особое внимание» проблемам контроля над химикатами-загрязнителями питьевой воды. Тогда Агентство сообщало: «Хотя в настоящее время документально подтверждено лишь несколько случаев загрязнения грунтовых ввод, увеличение производства, транспортировки и использования MTBE может повысить число случаев загрязнения».

Служебные документы, написанные до 1988 года и привлеченные к судебному разбирательству, показывают, что компания Shell обнаружила MTBE в грунтовых водах более чем в 100 местах Нью-Джерси, а компания Exxon нашла в штате 37 заправочных станций, загрязняющих почву MTBE.

Согласно документам компаний Exxon, Shell, Texaco и Unocal, предназначенным для служебного пользования, в Южной Калифорнии находилось 29 мест, загрязненных MTBE. Это были как раз те данные, которые в середине 80-х искало EPA. Тогда Агентство беспокоилось о росте применения MTBE, а нефтеперегонные заводы сокращали содержание свинца в бензине. В то же самое время около 30 процентов 700 000 американских подземных емкостей имели течь.

В 1986 ученые из Maine предупредили EPA об опасности MTBE. Тогда, на индустриальной конференции ученые представили доклад, в котором говорилось об отрицательных свойствах этих химикатов.

В ответ на просьбу со стороны Arco Chemical, Американский институт нефти назвал рекомендации ученых по запрету MTBE и мерам предупреждения течи в подземных резервуарах «реакционными, незаконными и непродуктивными».

Тем не менее, в конфиденциальном письме главный управляющий Arco Chemical сообщал своему коллеге из Unocal о том, что индустрии нечем ответить на критику по поводу MTBE: «В докладе говорится, что выбросы MTBE могут продолжиться, а устранять загрязнение, вызванное этой добавкой, гораздо труднее, чем другие бензиновые загрязнения. Мы не имеем данных, опровергающих сделанные в докладе замечания».