Правительство Нидерландов решило ограничить добычу на гигантском газовом месторождении Гронинген с нынешних 27 млрд куб. м в год до 24 млрд куб. м. Изменения могут вступить в силу с 1 октября этого года, сообщило Reuters.
Гронинген – крупнейшее в Европе континентальное месторождение газа, его доказанные запасы, под данным ЦДУ ТЭК на 2011 г., – 980 млрд куб. м. Оно обеспечивало почти 10% спроса Евросоюза. До 2012 г. оператор месторождения – Nederlandse Aardolie Maatschappij BV (NAM, совместное предприятие Shell и ExxonMobil) – добывал на Гронингене в среднем 49 млрд куб. м газа в год. Но добыча на месторождении увеличивает частоту и интенсивность землетрясений в одноименной провинции на севере Голландии. Поэтому в январе 2014 г. правительство Нидерландов установило лимит добычи в 42,5 млрд куб. м в год, затем он постепенно снижался, отмечает аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Ограничивая добычу на Гронингене, Голландия также продлевает период его эффективной эксплуатации и стимулирует разработку небольших месторождений, добавляет она.
NAM знает о предварительном решении правительства, сообщил «Ведомостям» представитель Shell в Нидерландах. Оно основано на тщательном анализе ситуации, широко обсуждалось и «обеспечивает ясность и стабильность» для NAM и жителей провинции Гронинген. Компания не комментирует изменения в деятельности, которые оно повлечет. NAM продает газ Гронингена трейдеру GasTerra и не знает, каких потребителей коснутся изменения.
Решение о дальнейшем уменьшении добычи на Гронингене ожидаемо, как и снижение добычи в Северном море, считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Изменение на 3 млрд куб. м для Европы в целом несущественно. Общее потребление на континенте в 2015 г. составило 463 млрд куб. м, собственная добыча – 239 млрд куб. м, гласят данные ВР. Тем не менее снижение добычи на Гронингене примерно соответствует годовому потреблению Швейцарии или Дании.
Заявления об ограничении добычи вызывают краткосрочные скачки цен на газ, пишет Reuters. Но, по оценкам Vygon Consulting, решение не повлияет на рынок, поскольку проблем с газом в Европе нет – в среднем отбор по действующим долгосрочным контрактам не превышает 85%.
Наибольшие шансы заместить голландский газ – у трубопроводных поставок из России и Норвегии, считают аналитики. Исторически Гронинген выполнял функцию балансирующего поставщика, сглаживая сезонные колебания спроса в странах Северной Европы. Ведь добыча газа в январе обычно вдвое превышает июньскую. Но теперь из-за правительственных ограничений Гронинген теряет эту балансирующую функцию, говорит Белова. «Газпром» сможет претендовать на дополнительные поставки в Северо-Западную Европу, особенно зимой. Но это потребует как расширения мощностей трубопровода «Северный поток» и его продолжения в Германии, так и дополнительных модификаций газового оборудования потребителей.
Голландия, вероятно, увеличит импорт газа, чтобы удовлетворить внутренний спрос и выполнить обязательства по экспортным контрактам, полагает Белова. В прошлом году Нидерланды экспортировали 23 млрд куб. м в Германию, 6 млрд куб. м в Италию, 4,7 млрд куб. м во Францию, 3,1 млрд куб. м в Великобританию и 2,2 млрд куб. м в Бельгию, уточняет Нестеров. У «Газпрома» есть возможность нарастить экспорт в Западную Европу в этом году примерно до 170 млрд куб. м, говорит эксперт.
Представители «Газпрома», GasTerra, ExxonMobil и Еврокомиссии не ответили на запросы «Ведомостей».