Галобутилкаучук представляет собой хлорированный или бромированный бутилкаучук, главной особенностью которого является способность вулканизации с любыми разновидностями каучуков. Основным потребителем данной модификации является шинная промышленность, где этот продукт используется для обработки внутренней поверхности бескамерных шин.

Спрос российской шинной промышленности на галобутилкаучук, составляющий сегодня порядка 3 тыс т в год, полностью покрывается импортом, а мировую монополию сохраняют американская «Эксон» и немецкая «Байер». Несколько лет назад была предпринята попытка наладить отечественное производство на тобольском нефтехимическом комбинате, однако в силу ряда причин она не увенчалась успехом, а закупленное оборудование стоимостью в миллионы долларов опечатано судебными приставами до наступления лучших времен.

Более удачливыми оказались нижнекамские промышленники – уже к концу следующего года ожидается завершение строительства первого в стране производства по выпуску модифицированного бутилкаучука.

Стоимость проекта составляет около 42 млн долларов, а его стратегическим инвестором выступает КБ «Сити-банк». Проект разработан московским институтом «Гипрокаучук» по технологии ярославского НИИ «Ярсинтез». Более 80% оборудования отечественного производства, на западе закупалось лишь то, что в России на настоящий момент не производится - машины для выделения каучука, некоторые насосы.

Как рассказали в «Нижнекамскнефтехиме», проект не предусматривает увеличения общего объема производства, рассчитанного на выпуск 60 000 т бутилкаучуков в год. Вместе с тем гибкая технологическая схема позволит в кратчайшие сроки корректировать ассортиментный ряд в зависимости от изменения конъюнктуры рынка.

Производство галобутилкаучуков ориентировано прежде всего на российский рынок, хотя не исключается экспорт готовой продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья. О намерениях сотрудничать с нижнекамским предприятием уже заявили многие известные трансконтинентальные компании, что в свою очередь, налагает особую ответственность за конкурентоспособность продукции.

На территории завода уже действует пилотная установка, на которой проектировщики отрабатывают промышленную технологию, а опытные образцы тестируются на ряде отечественных и западных предприятий по производству шин, конвейерных лент и другой резинотехнической продукции.