Давний партнер НОВАТЭКа южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) построит для компании новую партию газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ 2» в количестве шести единиц. Судовладельцами выступят российский «Совкомфлот» и японская MOL — они приобретут по три танкера и сами будут ими оперировать. Стоимость шести танкеров составит $1,7 млрд, что в среднем на 15% ниже, чем при строительстве аналогичных судов для «Ямал СПГ» на той же верфи.
Южнокорейская верфь DSME построит шесть танкеров Arc7 для перевозки СПГ стоимостью $1,7 млрд ($283 млн за судно) для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2», рассказали собеседники в отрасли. DSME раскрыла на бирже Сеула, что заключила сделки с двумя европейскими компаниями на соответствующую сумму, при этом не называя контрагентов. Верфь также уточнила, что суда должны быть сданы к июлю и декабрю 2023 года.
Заказчиками выступили российский «Совкомфлот» и японская MOL, каждая из компаний заказала по три танкера. После их сдачи «Совкомфлот» и MOL станут собственниками танкеров и заключат долгосрочный тайм-чартерный контракт с «Арктик СПГ 2». Каждая из компаний будет самостоятельно оперировать этими судами — они не войдут в периметр совместного предприятия НОВАТЭКа и «Совкомфлота» «Современный морской арктический транспорт», который будет управлять еще 15 танкерами для «Арктик СПГ 2», но построенными на российской верфи «Звезда» (управляется «Роснефтью» и Газпромбанком).
В НОВАТЭКе, «Совкомфлоте» и MOL “Ъ” не ответили.
Согласно текущей политике российского правительства, суда для освоения месторождений и транспортировки добытого сырья должны по возможности строиться в России. Однако НОВАТЭК в прошлом году попросил президента Владимира Путина разрешить ему заказать еще десять газовозов за рубежом, поскольку «Звезда» и так загружена заказами и не успеет построить дополнительные суда в сжатые сроки. Предполагалось, что эти танкеры будут нужны НОВАТЭКу к 2023–2024 годам для вывоза газа с «Обского СПГ» (мощность 5 млн тонн в год). Но впоследствии сроки ввода «Обского СПГ» были сдвинуты на год, поэтому дополнительный флот было решено перебросить на «Арктик СПГ 2», а общее число заказываемых за рубежом танкеров снизить с десяти до шести.
Стоимость строительства одного судна на «Звезде» — $330 млн, а еще около $50 млн верфь получает в виде субсидии от государства. «Звезда» должна сдать головной танкер в 2023 году, и, если эти сроки будут соблюдены, у НОВАТЭКа даже может образоваться временный профицит флота. В таком случае, полагает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, НОВАТЭК может отказаться от привлечения танкеров более низких ледовых классов Arc4 и Ice2 в летнюю навигацию.
DSME уже построила для НОВАТЭКа весь флот для «Ямал СПГ» — это 15 танкеров Arc7. В том числе канадско-китайский консорциум Teekay и China LNG Shipping заказал шесть судов стоимостью $2,1 млрд ($350 млн за судно). Японско-китайский консорциум MOL и Cosco заказал три танкера ($328 млн за судно), греческая Dynagas вместе с китайскими China LNG Shipping Co. и Sinotrans Shipping Ltd (по 25,5%) заказала пять танкеров ($320 млн за судно), а головной танкер «Кристоф де Маржери» достался «Совкомфлоту». DSME также строит для НОВАТЭКа два плавучих хранилища сжиженного газа в Мурманске и на Камчатке за $748 млн.
DSME пошла на существенное снижение цены для проекта НОВАТЭКа несмотря на то, что в этом году Qatar Petroleum зарезервировала до 60% мировых мощностей по выпуску газовозов под расширение своих СПГ-проектов. Контракты на строительство более 100 СПГ-танкеров стоимостью около $70 млрд, помимо DSME, были также подписаны с Hyundai Heavy Industries (HHI) и Samsung Heavy Industries (SHI). Гибкая ценовая политика DSME может объясняться как снижением перевозок и темпов обновления флота из-за пандемии, так и с комплектацией танкеров и заинтересованностью DSME в данном заказе с учетом загрузки мощностей, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.