Крупнейшие европейские страны — Германия, Великобритания и Франция — постепенно возвращают карантинные меры, что грозит второй раз за год обрушить спрос на основном рынке «Газпрома». Компания в последние месяцы только начала оправляться от непосредственных последствий пандемии и вывела экспорт газа на уровень, близкий к темпам 2019 года. По мнению аналитиков, если карантин не примет жесткий характер и не затронет промышленные предприятия, «Газпром» еще может выполнить годовой план по экспорту 170 млрд кубометров. Но локдауны ставят под вопрос глобальное восстановление европейского газового рынка, который может не выйти из состояния затоваривания и в 2021 году.

Крупнейшие газовые рынки Европы — Германия, Великобритания и Франция — на прошлой неделе объявили о возвращении карантинных ограничений. В Италии, которая сейчас является вторым по величине рынком «Газпрома», правительство, по сообщениям местных СМИ, рассматривает возможность введения общенационального локдауна в течение недели. На этом фоне спотовые цены на газ в Европе, которые 26 октября превышали $180 за 1 тыс. кубометров на нидерландском хабе TTF, упали к 1 ноября на 13,5%.

Пока неясно, насколько длительными и жесткими окажутся новые ограничения. В марте—апреле, когда Европа почти повсеместно остановила свою экономику из-за пандемии, сокращение потребления газа превышало 10%, в основном за счет снижения потребления электроэнергии и, соответственно, загрузки газовых ТЭС. При этом предложение газа, прежде всего со стороны поставщиков СПГ, только увеличивалось, из-за чего спотовые цены в Европе к маю упали уверенно ниже отметки $70 за 1 тыс. кубометров. С тех пор предложение СПГ снизилось, поскольку американские производители не могли обеспечить рентабельные поставки по таким низким ценам, что позволило котировкам восстановиться.

Сергей Капитонов из Центра энергетики МШУ «Сколково» полагает: новая волна локдаунов в ЕС неизбежно подстегнет спрос на газ со стороны коммунально-бытового сектора, что, в особенности в зимний период, может компенсировать возможное снижение потребления со стороны промышленности. Поэтому, скорее всего, если масштаб новых локдаунов окажется умеренным, значительных изменений спроса на газ до конца года произойти не должно, считает аналитик. Он отмечает, что гораздо больший эффект на спрос в Европе могут оказать теплая погода зимой и фактор полностью заполненных подземных хранилищ.

«Газпрому» нужно в четвертом квартале отправить в Европу и Турцию не менее 45 млрд кубометров, чтобы выполнить свой прогноз по экспорту по итогам года в 170 млрд кубометров.

Если карантины в Европе не приведут к массовой остановке промышленности, то экспорт 15–16 млрд кубометров в месяц вполне реален, считает Сергей Капитонов. Он также отмечает, что спотовые цены на СПГ в Азии сейчас держатся устойчиво выше, чем в Европе, что будет способствовать перетоку грузов в этот регион, и прежде всего в Китай, пишет Ъ.

В то же время введение локдаунов ставит под сомнение тот факт, что европейский газовый рынок сможет быстро выйти из состояния затоваренности, в котором он оказался в этом году. Старший научный сотрудник OIES Майк Фулвуд, который год назад первым выдвинул гипотезу о падении цен на газ в Европе ниже $2 за MBTU в 2020 году, считает, что нынешняя ситуация напоминает фильм «День сурка» с Биллом Мюрреем. Он отмечает, что и в 2021 году рынок будет устойчиво профицитным и для достижения баланса значительные объемы газа должны быть не поставлены на него, то есть вытеснены в ходе ценовой конкуренции, которая сделает такие поставки невыгодными. Факторами, которые могут смягчить ситуацию, могут стать холодная зима в Северном полушарии, резкий рост спроса на газ в Азии или же сокращение поставок в Европу со стороны «Газпрома», который с 2021 года лишится 20 млрд кубометров в год мощностей по контракту с Украиной. В противном случае ситуация весны 2020 года может повториться и цены вновь должны будут упасть до $2 за MBTU, чтобы заставить часть экспортеров отказаться от поставок в Европу.

Экспортный блок «Газпрома» тоже оценивает рыночную ситуацию довольно осторожно. На конференции в Вероне 22 октября зампред правления монополии и глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова сочла нужным предостеречь рынок «от излишнего оптимизма». По ее словам, «избыток газа на рынке сохраняется и последствия кризиса, очевидно, будут ощущаться и в 2021 году».