В российской экономике нашлась отрасль, которая растет, несмотря на финансовый кризис. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), объем перевалки грузов в российских портах в январе-феврале увеличился на 5,2%, в то время как другие виды транспорта показали падение в среднем на 30%. Основной рост обеспечили наливные грузы, перевалка которых выросла на 13,6%. Эксперты объясняют устойчивость морских перевозок к кризису тем, что экспорт российских товаров падал медленнее внутреннего спроса. Дешевые грузоперевозки от компании DostavkaRF.ru позволяет сократить транспортные издержки при доставке больших обьемов груза. 

За два первых месяца 2009 года российские морские порты увеличили перевалку грузов на 5,2%, до 71,58 млн тонн, сообщила вчера АСОП. Рост обеспечили наливные грузы, перевалка которых выросла на 13,6% к аналогичному периоду прошлого года - до 45,95 млн тонн. Перевалка сухих грузов снизилась на 7,1%, до 25,63 млн тонн. Наибольшее сокращение среди экспортных грузов показали грузы в контейнерах, которые упали на 33,7%, а также лесные грузы (49,9%), удобрения (46%) и черные металлы (10%). Быстрее всего росла перевалка в портах Южного бассейна, показавших общий рост на 19,3% (перевалка наливных грузов выросла на 16%, сухих - на 27,9%). Порты Северо-Западного бассейна увеличили перевалку на 0,7%, а Дальневосточного - снизили на 9,1%.

Если данные АСОП корректны, они означают, что морские перевозки переживают кризис на порядок лучше, чем другие виды грузового транспорта. Так, погрузка в сети ОАО «Российские железные дороги» в январе-феврале упала на 30%, грузовые авиаперевозки за январь упали на 34,7%. Впрочем, отчетность крупнейших портов всех трех бассейнов подтверждает статистику АСОП лишь отчасти. Новороссийский морской торговый порт в январе-феврале увеличил грузопоток на 13,8% (наливных грузов - на 17,7%). Оценки Большого порта Санкт-Петербурга более пессимистичны: по данным его администрации, грузооборот порта в январе снизился на 28,2%, в феврале - на 27,9%. Владивостокский морской торговый порт, по собственным данным, снизил в январе-феврале перевалку на 34,6%.

Глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, хотя и считает цифры АСОП преувеличенными, уверен, что рынок морских грузов не должен падать такими быстрыми темпами, как другие. Разницу в падении между видами транспорта он объясняет сильным падением внутреннего потребления по сравнению с объемами внешней торговли, на которую приходится большинство морских перевозок грузов. «Результат российских портов мог быть еще лучше, в том числе и по сухим грузам, если бы российские транспортные власти препятствовали уходу российских грузов в порты Прибалтики», - полагает Алексей Безбородов. По его данным, например, порт Риги с начала года увеличил перевалку нефтеналивных грузов на 41%, а навалочных грузов, прежде всего угля, - на 7%. Быстрый рост перевалки нефтеналивных грузов не удивляет экспертов. «Несмотря на кризис, спрос на нефтепродукты на Западе не ослабевал, а девальвация рубля увеличила доходность экспорта продуктов, произведенных в России», - полагает директор по развитию информационно-аналитического агентства PortNews Надежда Малышева. А гендиректор Петербургского нефтяного терминала Игорь Телешев отмечает, что в феврале спрос на перевалку нефтепродуктов был даже выше возможностей терминала.

Региональный дисбаланс в темпах роста перевалки эксперты объясняют разницей в структуре потребления. «В первую очередь сократились заходы в порты крупнотоннажных судов из Юго-Восточной Азии, которые традиционно ориентировались на порты Северо-Запада, а в Черном море ходят суда средней вместимости, и кризис их затронул в меньшей степени», - отмечает директор по маркетингу Национальной контейнерной компании Ольга Деньщикова. Но, по ее словам, например, по контейнерам порты Южного бассейна за первые две недели марта уже сравнялись со среднероссийскими показателями спада. Провал на дальневосточном направлении госпожа Деньщикова объясняет низкой емкостью внутреннего рынка региона и падением транзита по Транссибу.