В морском торговом порту Усть-Луга состоялось официальное открытие комплекса строительных работ терминала химических удобрений. На церемонии присутствовали губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, заместитель министра транспорта России Владимир Якунин, руководство ОАО «Компания Усть-Луга» и ОАО «Росхимтерминал».

Порт находится в Лужской губе на южном берегу Финского залива неподалеку от Сант-Петербурга. Завершение строительства намечено на 2005 год, а первая очередь терминала должна быть завершена уже в первом квартале 2002 года. К этому моменту терминал будет обрабатывать около 2,5 млн тонн минеральных удобрений в год. Параллельно завершатся работы на угольном терминале, пропускная способность которого составит 8 млн тонн. Грузооборот терминала химических удобрений составит около 5,5 млн тонн в год.

Проблемы защиты окружающей среды остро стоят перед всем Северо-Западным регионом. С введением в строй терминала в Усть-Луге значительное количество высокотоксичных химических грузов будет миновать при транспортировке Санкт-Петербург и города Ленинградской области.

Но этот проект поможет решить не только проблемы экологии. Возведение терминала по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге позволяет значительно сократить зависимость России от стран Балтии, так как до этого времени большая часть российских грузов следовала через прибалтийские порты. Одновременно будет решена и еще одна финансовая проблема фирм, участвующих в проекте: на 30% снизятся затраты на транспортировку грузов до порта.

Многие предприятия также с нетерпением ожидают окончания проекта в Усть-Луге, так как порт Финского залива может работать круглый год с очень коротким периодом ледовой проводки судов, а 14-метровая глубина позволит швартоваться судам грузоподъемностью до 75 тыс. тонн, что значительно снизит стоимость фрахта для российских компаний. Единственным конкурентом Усть-Луги по основным техническим параметрам считается Мурманский порт, но его местоположение и связанные с этим высокие железнодорожные тарифы практически сводят на нет все его преимущества.

ОАО «Акрон» (Великий Новгород) и ОАО «Сильвинит» (Пермская область) уже заключили соглашение с «Компанией Усть-Луга» о перегрузке через новый порт, соответственно, 1,5 млн и 1 млн тонн удобрений в год. Кроме того, компаниями рассматривается возможность строительства в гавани комбината по производству сложных удобрений. В этом случае их прямо с завода можно будет отправлять на экспорт, что значительно сократит расходы по транспортировке, да и с точки зрения экологии это – удачное решение.

Строительство терминала химических удобрений потребует инвестиций в размере 35 – 45 млн долларов. Финансирование на 30% будет осуществляться за счет прямых инвестиций акционеров «Росхимтерминала», на 70% - за счет кредитных средств. Оставшиеся 15,5 млн долларов выделят акционеры «Росхимтерминала». Окупиться проект должен в течение 3 – 6 лет. В качестве отдаленной перспективы предполагается, что в 2010 году здесь будет проходить до 35 млн тонн грузов в год.

Также продвигается реализация проекта терминала наливных грузов мощностью 5,5 млн тонн продуктов нефтехимии в год. Собственным портом решила обзавестись группа компаний «Алюминий Северо-Запада». Под влиянием этих компаний находятся «Выборгская целлюлоза», «Русский дизель», «Волховский алюминий» и др. Одна из компаний группы – «Глинозем» (г. Пикалево, Ленинградская область) подписала соглашение с «Усть-Лугой» о строительстве терминала по обработке генеральных грузов мощностью 1 млн тонн в год. Здесь будут перегружаться алюминий, цемент, черные металлы, целлюлоза.

Получил положительную оценку Федерального центра проектного финансирования и план строительства лесного терминала. Помимо собственно лесного терминала в комплекс войдет лесная биржа и предприятие по глубокой обработке древесины, что позволит не только перегружать, но и обрабатывать лес в порту. ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» одним из первых направило заявку на участие в этой правительственной программе. Уже весной 2002 года начнется сооружение первой очереди лесного терминала.

Таким образом, мы видим перед собой столь редкий пока еще в отечественной промышленности и экономике пример комплексного подхода: это и новейшие технические решения, и привлечение крупных российских инвесторов, и актуальность проблем экономики и грамотного финансирования в сочетании с практической заботой об охране окружающей среды.