Ситуацию на мировом рынке высоких технологий в последнее время все чаще характеризуют как нестабильную, а мрачные настроения часто усугубляются появляющимися в СМИ сообщениями о крахе в Америке и некоторых западноевропейских странах считавшихся стабильными предприятий «новой экономики», массовых банкротствах и увольнениях служащих ИТ-компаний.

Проект умер…

Буквально на днях стало известно о закрытии очередного интернет-сайта — eGlobalChem, посвященного специализированной химической продукции. Еще год назад предполагалось превращение этого сайта в рыночное пространство, координирующее деятельность производителей и клиентов – компанию типа B2D2B (компания-дистрибьютор-компания). Это стало бы уникальным явлением в химической промышленности. Причиной краха eGlobalChem, по словам генерального директора Роджера Мура (Roger D. Moore), послужило «прекращение финансирования проекта одним из инвесторов, а также недостаточные объемы сбыта, имевшие место в течение последнего года».

Не так давно закрылась и торговая площадка PetroCosm, созданная компаниями Ariba, Chevron и Texaco и на которой работало в последнее время около 180 человек. Администрация PetroCosm отказалась прокомментировать эти событие. По утверждению представителя Chevron Нэннси Малиновски, «площадка не смогла привлечь достаточно клиентов для того, чтобы начать приносить прибыль». А Лиф Эриксен из AMR Research заявил: «Это была площадка, изначально ориентированная на одного покупателя — компанию Texaco, на каком-то этапе они попытались привлечь новых игроков и потерпели поражение». Любопытно, что одним из главных участников данного проекта, как и в eGlobalChem, была компания Ariba.

…да здравствует проект

Несмотря ни на какие печальные примеры, нефтяные компании продолжают свое продвижение в сеть. Достаточно вспомнить известный проект – площадку Traderanger.com созданную Royal Dutch/Shell, BP Amoco и Conoco. Еще одну отраслевую B2B площадку по заказу группы химических и нефтяных компаний создает компания IBM. В создании нового портала, названного Envera, также приняли участие Ariba и i2. Но не ожидает ли эти проекты участь своих предшественников?

Стремительно растут обороты рынка B2B в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно исследованию IDC, в 2002 году они достигнут 61 млрд долларов, против 12,8 млрд в 2000 году. Как сообщил автор отчета Ричард Якобсон, основную долю роста обеспечат традиционные игроки – крупнейшие офлайновые компании, которые «уже начинают вкладывать деньги в развитие B2B сектора, в дальнейшем их действия в альянсе с венчурными капиталистами и инвестиционными фондами должны привести к скачкообразному росту на этом рынке». На следующем этапе, по словам Якобсона, основой роста будут мелкие и средние компании, которые также начнут переносить свои операции в интернет. Лидерами развития станут Китай и Северная Корея, которым к 2005 году будет принадлежать около половины рынка.

Российский интернет-бизнес: рост медленный, но верный

Что касается инвестиционных перспектив российского интернета, то, невзирая на разногласия в оценках, крупные инвесторы продолжают вкладывать в него довольно значительные средства. СМИ периодически комментирует совершенные или намечаемые сделки с участием наиболее влиятельных игроков интернет-бизнеса, хотя о реальных масштабах инвестиций по понятным причинам узнать практически невозможно. Так, в минувшем году СМИ оперировали суммами 50-60 млн долларов, но реальные инвестиции, скорее всего, гораздо более внушительны. Об этом свидетельствует ряд косвенных признаков: объемы закупаемого оборудования, активизация работ по развитию проектов и массированная рекламная компания, включающая такие, традиционно самые дорогие, площадки, как телевидение.

Исследование состояния и потенциала B2B в России, проведенное компанией Boston Consulting Group показало, что этот вид электронного бизнеса находится у нас на ранней стадии развития. Так, из 50 действующих и анонсированных электронных торговых площадок, большинство которых созданы в металлургической отрасли и ТЭК, не более трети способны структурировать хотя бы часть сделки, а текущий объем транзакций на подавляющем большинстве платформ незначителен. Между тем прогнозируется рост объема электронных сделок более, чем на 100% в год. По мнению экспертов, к 2004 году он достигнет 22,3 млрд евро, что составит 12% от общего числа сделок между компаниями. 87% респондентов, принимавших участие в опросе, утверждают, что до 2004 года они планируют инвестировать, по крайней мере, в одну электронную торговую площадку, хотя сегодня лишь немногие российские компании четко понимают, какая модель электронного бизнеса наиболее им подходит.

С весьма оптимистичными прогнозами в последнее время все чаще выступают и наши государственные чиновники. Как и следовало ожидать, интерес президента Владимира Путина к ИТ-рынку послужил сигналом к действию для различных властных структур. Выступая на церемонии открытия выставки «Комтек-2001», заместитель министра РФ по связи и информатизации Александр Волокитин уже не в первый раз заявил, что считает сектор высоких технологий одним из самых перспективных в структуре российской экономики. По его мнению, в 2001 году через российский интернет будут совершены сделки на общую сумму свыше 900 млн долларов, что почти в два раза превосходит показатель минувшего года.

Главными сдерживающими факторами в развитии электронного бизнеса в России специалисты считают традиционную непрозрачность больших корпораций. Высокая степень концентрации и вертикальной интеграции ключевых российских рынков также не способствует стремлению игроков включить электронную торговлю в разряд первоочередных задач.

Интернет как зеркало российского бизнеса

По мнению экспертов, само по себе открытие или закрытие веб-сайтов не может служить критерием оценки общей ситуации. Закрытие одного или даже ряда сайтов также ни в коем случае нельзя экстраполировать на всю отрасль и рассматривать как свидетельство зарождения негативных тенденций. Каждый случай требует индивидуального рассмотрения и установления конкретных причин, приведших к неоправданности инвестиционных рисков, «универсальными» среди которых в России специалисты считают недостаточную проработку бизнес-стратегии, недостаточную компетентность топ-менеджмента, а также игнорирование услуг высококвалифицированных консалтинговых агентств на стадии разработки проектов, несовершенство интернет-законодательства и общий скептицизм, связанный с колебаниями NASDAQ.