Максим Широков, генеральный директор ОАО «Уралкалий», крупнейшего производителя калийных удобрений в мире, в интервью rcc.ru рассказывает о компании, планах выпуска новой продукции, финансовых показателях последнего времени, дает свою оценку мировому и российскому рынку калийных удобрений.

Широков Максим Геннадьевич

Генеральный директор ОАО «Уралкалий». Родился в 1966 году в Москве. Закончил Московский военный институт иностранных языков (специальность "Востоковедение"), Московский юридический институт, курсы MBА. Прежнее место работы и должность — АО «Орско-Халиловский металлургический комбинат», коммерческий директор.

Член Правления ОАО «Уралкалий» с 2002 года.

- Максим Геннадьевич, несколько слов о вашей компании.

- ОАО «Уралкалий» — крупнейшее в России предприятие по производству минеральных удобрений — расположено на Западном Урале в г. Березники Пермской области. Мы разрабатываем одно из крупнейших в мире — Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. В состав промышленных пластов входят такие компоненты, как сильвин, галит, карналлит с некоторым количеством карбонатов и сульфатов кальция и глинистых материалов.

- Не могли бы вы подробнее остановиться на специфике калийной отрасли?

- Калийных месторождений в мире мало, около 20. Месторождений, которые разрабатываются в промышленных объемах, существует всего 7. Одно из них — североамериканское месторождение, где работает много компаний. Здесь, на Верхнекамском месторождении, помимо «Уралкалия» действует «Сильвинит». Более того, есть месторождения экономически выгодные для разработки, а существуют месторождения, которые просто невозможно разработать. Современная экономика устроена так, что эти залежи калийного сырья невыгодно разрабатывать. В Тайланде существует месторождение, которое пытаются разработать в течение десяти лет, но не получается. Количество калия, доступного для промышленной переработки, ограничено.

Одновременно с этим производственные мощности, созданные и имеющиеся на сегодняшний день у мировых производителей, включая «Уралкалий», значительно превосходят потребность, которая имеется в мире в этом элементе. Природой так устроено, что калия выносится из почвы гораздо больше, чем поступает естественным образом. Для России это пока не принципиально, потому что в нашей стране практикуется экстенсивное сельское хозяйство, иными словами, у нас существует большое количество почв, которые мы можем обрабатывать, и климатические условия, которые не позволяют нам собирать 2-3 урожая в год.

Если вы возьмете такие страны, как Индия, Китай, Бразилия, которые вынуждены кормить свое население, растущее в геометрической прогрессии и климатические условия, которые позволяют обрабатывать одни и те же почвы несколько раз за цикл, то, надо сказать, для них наличие калия чрезвычайно важно. Вот эти две координаты определяют развитие калийного рынка. С одной стороны, предложений на рынке немного, потому что не в каждой стране есть калий, его все равно нельзя синтезировать, он просто дан природой. А с другой стороны, компании, которые обладают этими технологиями, имеют избыточные мощности. Этим определяется движение и развитие калийной отрасли в мире как составляющей части отрасли минеральных удобрений.

- Какова ситуация на рынке калийных удобрений в мире?

- Ежегодное потребление калия в мире составляет около 42 млн тонн. В 2002 году производственные мощности были загружены на 72 %. Обычно эта цифра приравнивается к 65-68 %. С одной стороны, рынок калия стабильный — за счет естественного прироста населения Земли. С другой стороны, рынок слабо растущий (2-3 %) роста в год. Этому способствует повышение требований сельхозпродукции к ее качеству. Планируется, что в ближайшие 5-7 лет потребление калия увеличится на пять миллионов тонн. Для «Уралкалия» это значительная цифра.

- Каким образом вы доставляете продукцию потребителям?

- Продукция «Уралкалия» доставляется потребителям через порты Балтийского и Черного морей. В 2000-м году в акционерном обществе было принято решение о совместном с акционерным обществом «Морской порт Санкт-Петербурга» строительстве терминала по перевалке хлористого калия — Балтийского балкерного терминала (ББТ). 22 декабря 2001 года введена в строй первая очередь ББТ. В феврале 2002 года — вторая. С вводом ББТ у «Уралкалия» появилась мощная структура в российском порту, которая может обеспечивать гарантированный грузооборот товара 365 дней в году и существенно экономить на каждой тонне груза, отправленного в северо-западном направлении.

- Каковы финансовые итоги 2002 года?

- Несмотря на серьезный рост структурной составляющей себестоимости, «Уралкалию» удалось добиться хороших результатов. Балансовая прибыль за 2002 год увеличилась по сравнению с 2001 годом на 20 %. Чистая прибыль выросла на 13 %. Большая часть капиталовложений направляется в развитие основных фондов и поддержание существующих производственных мощностей. В 2002 году общий объем инвестиций составил 1 миллиард 200 миллионов рублей. Из них 60 % было направлено на приобретение оборудования для основного производства, 40 % — на капитальное строительство.

- Входит ли «Уралкалий» в какие-либо агрохимический холдинги?

- Сегодня «Уралкалий» не входит ни в какие вертикально-интегрированные структуры. В период реформирования российской экономики нашим производителям калийных удобрений удалось выжить за счет концентраций продаж в рамках Международной калийной компании (МКК). В создании МКК «Уралкалий» сыграл значительную роль. На тот момент создание этой компании было абсолютно оправданным решением. Эта трейдерская структура хорошо продавала продукцию предприятий калийной отрасли бывшего Советского Союза («Уралкалия», «Сильвинита» и «Беларуськалия») на международном рынке.

Однако основной принцип работы МКК был в том, что продукция трех производителей, грубо говоря, сваливалась в одну кучу и потом продавалась как единый «квази-брэнд». Но ведь рынки не стоят на месте. Возьмите Бразилию, которую исторически «воспитывали» канадские и американские производители калийных удобрений. В основе сбытовой стратегии североамериканских калийщиков, лежит принцип — поставлять на рынок продукцию, которая по некоторым своим параметрам превосходит общие стандарты качества. А МКК практически стояла на месте, тогда как требования клиентов постепенно повышались. Это не было заметно из года в год, но, по прошествии 5-6 лет, разрыв «вдруг» обозначился очень четко. МКК стала получать возвраты товара. Определить же в общей куче, какая партия принадлежит конкретному производителю, было просто невозможно. Сегодня мы сами контролируем наше качество, особенно на тех рынках, на которых предъявляются повышенные требования.

- Какую продукцию производит ваша компания сейчас?

- «Уралкалий» производит более 30 видов продукции, которые используются в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности. Хлористый калий используется как калийное удобрение для прямого внесения в почву и как один из важнейших компонентов при производстве сложных удобрений. Хлоркалий применяют еще в промышленных целях: в химической, пищевой, фармацевтической и других отраслях. На обогатительных фабриках рудоуправлений делают составы строго под заказ с заданными химическими характеристиками. Все технические параметры здесь соблюдают с запасом минимум на полпроцента. Если для удобрений необходимо содержание калия 95 %, оно будет 95,5 %.

- Планируете ли вы выпуск каких-то новых удобрений?

- Да, конечно. У нас разработан проект по выпуску новых удобрений — это аммониевая калимагнезия, rcc.ru писал об этом. Это уникальное удобрение для различных красноземов, которые характерны для определенных стран, например, Китая и Бразилии.

- Есть ли какие-то изменения в кадровой политике предприятия?

- С внедрением на предприятии системы E-Oracle Business Suite повысились требованиями к уровню профессионализма и компетентности сотрудников. Сейчас мы проводим обучение, которое позволит повысить квалификацию работников «Уралкалия». Этот процесс протекает, на мой взгляд, успешно.

Справка: ОАО «Уралкалий» — крупнейший в стране производитель минеральных удобрений. Выпускает около 13 % мирового объема калийных удобрений. На предприятии работают около16 тысяч человек. 85 % продукции ОАО «Уралкалий» экспортирует. В общем экспорте хлористого калия российскими предприятиями доля поставок компании составляет 54 %. Основные рынки сбыта — Бразилия, Индия, Китай, Вьетнам, страны Восточной Европы, СНГ.