В марте 2019 года премьер-министр государственного совета КНР Ли Кэцян призвал удвоить внешнеторговый оборот между Китаем и Россией, который, не взирая на нисходящую тенденцию мировой торговли, в прошлом году перешагнул рекордную за 70 лет отметку в $100 млрд. Наращивать объемы планируется за счет расширения сотрудничества в таких сферах, как крупные промышленные проекты, космос и авиапромышленность. Перспективы развития отношений РФ и КНР в сфере ТЭК эксперты обеих стран обсудили 30 мая в ходе специальных сессий пятой конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху», организованной в Москве Российским советом по международным делам (РСМД) и Китайской академией общественных наук (КАОН) совместно с группой CREON и Обществом российско-китайской дружбы. В поиске возможностей и новых точек роста приняли участие представители таких компаний, как COSCO, CGGC, TCC Group, Росатом, Роснефть, РуссНефть и многие другие.

«Решить поставленную задачу по двукратному увеличению товарооборота между нашими странами можно путем развития совместных проектов нефтегазохимии и сопутствующего им логистического сектора», - убежденно заявил Санджар Тургунов, генеральный директор Creon Energy, открывая специальную сессию «Развитие широкого и многоуровневого делового сотрудничества РФ и КНР в сфере ТЭК и иных областях». «Всем известно, что российско-китайское сотрудничество в нефтяной сфере демонстрирует колоссальные успехи, однако над проектами в газовой сфере еще нужно работать, также как и над развитием проектов по глубокой нефтегазопереработке», - говорит Тургунов.  

Развитие взаимодействия по сжиженному газу крайне важно, уверены участники конференции. В частности, Игорь Березин, генеральный директор Avestra (Beijing) Chemical Commerce Trading, рассказал о совместном российско-китайском проекте общей стоимостью порядка $70 млн - терминале по перевалке СУГ в Маньчжурии, итоговые перевалочные мощности которого после запуска второй очереди составят 3 млн тонн в год. В случае достижения договоренностей между Avestra, «Газпромом» и китайскими партнерами о поставках сжиженного углеводородного газа криоконтейнерами, стороны смогут избежать дополнительных расходов на строительство сопутствующей инфраструктуры в местах выгрузки. «Данный терминал увеличит долю импорта СУГ на 15% и даст ежегодный прирост товарооборота на $2 млрд», - заявляет Березин.

О ходе реализации проекта по организации международного транзита грузов через Северный морской путь рассказал Александр Неклюдов, директор проектного офиса «Атомэнергопром». Речь идет об использовании портов-хабов для перегрузки международных транзитных грузов и фидерных линий на арктический флот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа-Азия-Европа. IRR проекта за девять лет составит 27%. В настоящий момент Росатом рассматривает международных логистических операторов, перевозчиков на местах, инвестиционных партнеров для привлечения в проект.

Представители CGGC, COSCO и TCC рассказали о выполненных и запланированных проектах на территории РФ. Например, директор московского филиала TCC Group Вэй Да сделал особый упор на то, что «Tianchen успешно завершила более трех тысяч EPC-контрактов для крупных и средних межотраслевых проектов в стране и за рубежом, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с российскими партнерами в целях содействия развитию нефтегазохимической промышленности обеих стран».

Китай был и остается одним из важнейших партнёров России в сфере ТЭК, уже на протяжении нескольких лет остающейся крупнейшим экспортером сырой нефти в Поднебесную. По утверждению заместителя директора Института промышленной экономики КАОН Ши Дань, «возможность Китая по самообеспечению энергетическими ресурсами год от года снижается», но как бы ни развивалась добыча нефти внутри страны, Россия  всегда сможет обеспечить покрытие такого дефицита. Рост спроса, развитие транспортной инфраструктуры, реализация совместных инвестиционных проектов - всё это является предпосылками для ещё большего взаимодействия между российскими и китайскими компаниями в области энергетики.