Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина заключила предварительное соглашение о продаже своих 12,8 тыс. нефтебензиновых цистерн лизинговой компании Brunswick Rail. Таким образом, ПГК полностью выходит из нефтеналивного сегмента бизнеса, а покупатель войдет в пятерку крупнейших собственников цистерн в России.
ПГК официально подтвердила планы продажи цистерн 21 января. Подвижной состав планируется передать новому собственнику до 31 марта. «Мы не считаем перевозки нефтеналивных грузов целевым сегментом для ПГК с учетом перспектив развития трубопроводного транспорта, — цитируется в сообщении ПГК ее генеральный директор Сергей Каратаев. — Выход из сегмента цистерн позволит сконцентрироваться на усилении позиций в тех рыночных нишах, где мы обладаем конкурентным преимуществом и перспективами роста». Без учета цистерн парк ПГК состоит из примерно 100 тыс. вагонов, в том числе полувагонов, цементовозов и крытых вагонов. В Brunswick Rail не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о сделке.
По данным участников рынка, планы продажи цистерн появились примерно год назад, а активные переговоры с потенциальными покупателями начались прошлой осенью. На вагоны ПГК претендовали «Трансойл» Геннадия Тимченко, «Нефтетранссервис» Вадима и Вячеслава Аминовых и Алексея Лихтенфельда, «Реилго» Рахмана и Искендера Халиловых и другие компании, но стороны не сошлись в цене. «Выбор покупателя обусловлен предложением более высокой цены», — пояснил источник, знакомый с деталями сделки. Ее сумма не раскрывается, но, по данным источников на рынке перевозок, может составить около 18—19 млрд руб.
ПГК, образованная в 2007 г. путем выделения инвентарного парка РЖД и проданная на аукционе структурам Владимира Лисина в 2011 г., долгое время оставалась одним из крупнейших операторов цистерн. Позиции компании пошатнулись в 2016 г., после введения запрета на продление сроков службы вагонов, что привело к необходимости списания большой их части. Конкуренты ПГК, напротив, в последние несколько лет увеличивали размер своего парка путем приобретения вагонов и их собственников. В собственности «Трансойла», по данным на конец прошлого года, было более 34 тыс. цистерн (под управлением — 48 тыс. единиц), НТС — 31 тыс. (под управлением — 33 тыс.), у «Реилго» — более 23 тыс. и 27 тыс. соответственно.
С завершением сделки Brunswick Rail, специализирующийся на операционном лизинге, войдет в пятерку крупнейших собственников цистерн в России. Еще одним крупным игроком на рынке (около 13 тыс. цистерн) стала недавно компания «Атлант», принадлежащая «ТФМ-Гарант» Алексея Тайчера и ВЭБ.РФ, пишет Аргус.
В настоящее время парк ПГК занят в основном в контракте с «Роснефтью», который истекает весной следующего года. «Мы намерены обеспечить выполнение обязательств по ранее заключенным контрактам на перевозку нефти и нефтепродуктов до истечения их срока за счет привлечения цистерн в аренду», — сообщил Каратаев. Каким парком — продаваемым или привлеченным у других собственников — не уточняется.