Современное сельское хозяйство практически невозможно представить без многочисленных химических вкраплений. Всевозможные химические удобрения, стимуляторы и пестициды играют в жизни окультуренных растений весьма серьезную роль. Однако ничто, пожалуй, не вызывало и не вызывает столь глобальных споров, как пестициды – химические вещества, изобретенные (и изобретаемые до сих пор) специально для борьбы с вредителями и болезнями растений.

Вообще говоря, пестициды – термин собирательный. Он включает в себя весьма широкий круг химических соединений различных классов, объединенных сферой применения – борьбой с вредными организмами в сельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности, нефтедобыче.

В настоящее время медики используют эти вещества для борьбы с членистоногими – переносчиками малярии, чумы, туляремии, энцефалита, сонной и слоновой болезни и многих кишечных заболеваний; ветеринары вспоминают о пестицидах, когда им требуются соответствующие дезинфицирующие средства, промышленность использует пестициды для предохранения неметаллических материалов (полимеров, древесины, текстильных изделий), в борьбе с обрастанием морских судов, особенно в южных морях, с сероводородобразующими бактериями, в предохранении труб от коррозии.

Однако самое масштабное использование пестицидов приходится все-таки на сельское хозяйство, где с их помощью уничтожают членистоногих (инсектициды и акарициды), нематоды (нематоциды), грибные (фунгициды) и бактериальные (бактерициды) заболевания растений и животных, а заодно борются с сорняками (гербициды). К слову сказать, некоторые регуляторы роста растений (в основном, те, которые используются для борьбы с полеганием различных культур, для дефолиации (удаления листьев) и десикации (подсушивания растений на корню)) также относят к классу пестицидов.

Казалось бы, весьма полезное изобретение – используй и радуйся. Но не все так просто. Уже достаточно давно среди населения земного шара прочно бытует мнение, что применение пестицидов чрезвычайно опасно для человека и животных. Впрочем, некая доля истины в этом утверждении есть – долгое время в качестве средства для защиты растений использовались очень ядовитые соединения мышьяка, действительно вредные для человека и его четвероногих «братьев меньших». В то же время большинство современных пестицидов настолько низкотоксичны, что приближаются по этому показателю к токсичности поваренной соли, и во много раз менее ядовиты, чем кофеин. Более того, хороший пестицид обладает исключительно полезным для окружающей среды свойством – полностью разлагается в течение одного вегетационного периода.

Впрочем, никакой панегирик во славу пестицида до сих пор не сумел убедить экологов в относительной безопасности этого вещества. Не так давно, например, американское экологическое агентство новостей ENN распространило информацию о том, что использование пестицидов ведет к росту насилия среди детей. Один из ученых Калифорнийского университета обнародовал результаты своих исследований, согласно которым наличие в организме тяжелых металлов и пестицидов уменьшает умственные способности и ведет к росту агрессивности. А дети при этом находятся в максимальной опасности, поскольку «съедают, выпивают и вдыхают больше пестицидов в расчете на килограмм веса, чем взрослые». Кроме того, если верить все тем же исследованиям, за период с 1942 года и по сей день потребление пестицидов выросло в 33 раза.

Канадцы еще в 2000 году попытались в судебном порядке запретить домовладельцам использовать пестициды на своих газонах, мотивируя свое требование тем, что при обрызгивании газона далеко не все пестициды остаются на траве - они попадают в воздух, воду и вредят окружающим.

Возможно, сторонники крайних антипестицидных мер в чем-то и правы. Однако нельзя забывать о том, что пока еще мировое сельское хозяйство не научилось полноценно обходиться без химических добавок, а значит, нужно не ругать и запрещать, а искать способы снижения возможной опасности. В частности, существуют утвержденные достаточно давно и действующие по сей день требования к современным пестицидам (их не так уж и много):

– низкая острая токсичность для человека, полезных животных и других объектов окружающей среды;

– отсутствие отрицательных эффектов при длительном воздействии малых доз, в том числе мутагенного, канцерогенного и тератогенного действия (повреждающего зародыш);

– низкая персистентность (низкая устойчивость в окружающей среде со временем разложения не более одного вегетационного периода).

Кроме того, «оптимальный пестицид» должен еще и обладать определенными «экономическими» свойствами: высокой эффективностью в борьбе с вредными организмами; экономической целесообразностью использования и доступностью сырья и производства.

В России, как и во всех остальных странах, существует специальный государственный стандарт на пестициды, а вся продукция такого рода должна проходить обязательную сертификацию. Поскольку российские производители давно научены работать по ГОСТам и предприятиях осуществляется государственный надзор, с отечественной продукцией на отечественном же рынке особых сложностей не возникает. С импортом, естественно, работать тяжелее хотя бы потому, что сегодня в мире существует около 20 тысяч наименований пестицидов и при этом каждая страна имеет свои стандарты и нормы безопасности. Зачастую случается так, что в состав заграничных препаратов входят особо опасные вещества, запрещенные в России. Означает это только одно – такие агрохимикаты сертификацию не пройдут, а на рынке могут появиться только нелегально.

Определить, сертифицирован пестицид или нет, достаточно легко: во-первых, на упаковке должен быть знак «РСТ» и номер органа, который проводил сертификацию. Во-вторых, продавец должен иметь сертификат с «сырой» печатью, а в случае, если печать на упаковке ксерокопирована, продавец обязан сообщить покупателю телефон и адрес, по которому находится подлинник.

Что касается зловредности пестицидов по отношению к человеческому организму, то тут тоже ничего нельзя утверждать однозначно. Еще в конце девяностых годов в США был проведен мониторинг на содержание пестицидов в пищевых продуктах. Согласно его результатам, 80-90% исследованной еды пестицидов не содержало вообще, еще 10% укладывались в допустимые нормы, и только 0,7% эту норму превышали. Параллельно с процентным соотношением выяснился и еще один весьма интересный факт: оказалось, что в странах наиболее интенсивного применения пестицидов люди живут дольше всего.

Как бы то ни было, вот уже второе десятилетие во всем мире ведется интенсивная работа по совершенствованию ассортимента применяемых пестицидов и в то же время по уменьшению их вредного воздействия на окружающую среду. Только в конце девяностых годов на работы этого уровня экономически развитые страны (США, Англия, Франция, Япония, Германия, Швейцария) расходовали более 2 млрд долл. в год.

Одновременно с разработкой новых вариантов пестицидов в полный рост встает вопрос об утилизации веществ, что называется, изживших себя. В первых числах февраля этого года в Москве прошло совещание по проекту Арктического Совета «Экологически обоснованное управление в области запасов устаревших пестицидов в Российской Федерации», в котором приняли участие эксперты заинтересованных российских министерств и представители США, Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции. Собравшиеся всесторонне изучили отчет по вопросам выбора критериев и их применения для определения приоритетных регионов России, в которых будет проведена инвентаризация устаревших пестицидов. В качестве критериев были выбраны следующие три показателя: вхождение в регион Арктики или примыкание к северным территориям, которые оказывают наибольшее влияние на Арктику; количество запасов устаревших пестицидов; количество неидентифицированных пестицидов.

Участники совещания договорились о том, что после подготовки технического задания для выполнения региональных исследований инвентаризаций сбор данных по существующим хранилищам, сбор проб и анализ неидентифицированных запасов будут вестись в восьми Арктических регионах. К ним относятся Архангельская и Камчатская области, Коми, Красноярский край, Магаданская область, Республика Саха, Тюменская и Мурманская области. В дальнейшем, при условии поступления дополнительных средств, работа будет проводиться дополнительно в трех субарктических регионах: Алтайском крае, Курганской и Омской областях.

Вывод из всего вышесказанного достаточно простой: пестицидов бояться надо. Вернее, надо бояться их «немотивированного» и бесконтрольного использования. Но обойтись без них в ближайшие лет 30-40 как минимум мировое сельское хозяйство не сможет. Значит, надо подстраиваться.