пэтф

Высший экологический совет Госдумы высказался против ограничения объема пластиковой упаковки. Неожиданно для всех депутаты и эксперты-экологи поддержали пластиковую упаковку, как «самую экологичную». Возможный запрет на ПЭТ для алкогольной продукции приведет к увеличению выбросов углекислого газа как минимум на 56,7% в среднем по России

«Эксперт» напоминает о нашумевшем законопроекте, предусматривающем постепенный запрет пластиковой тары объемом более 0,5 л для розлива алкоголя. Документ с легкостью прошел первое чтение в Госдуме в начале лета, но сразу после этого вызвал настолько бурные обсуждения в прессе, что второго чтения может и не быть. По крайней мере, в начале декабре глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян сообщил, что в переговорах с пивоварами (а они и их потребители могут оказаться главными «потерпевшими», если ограничения на ПЭТ-тару будут введены) достигнут компромисс, и пивные «полторашки» остаются на рынке.

Тем не менее, как показывает развитие сюжета с пластиковой тарой, в нем могут быть разные повороты, и вряд ли история на этом закончится,— в публичные обсуждения вовлекаются все новые лица. В свое время даже резюме председателя правительства Дмитрия Медведева — он посетил в 2013 году завод по ПЭТ-грануляту ПОЛИЭФ в Башкортостане, назвав его «производством с приличной добавленной стоимостью», — оказалось промежуточной фазой борьбы вокруг пластика.

Парадоксально, но в защиту пластика выступили экологи, которые вроде бы по определению должны быть на стороне его оппонентов. Высший экологический совет Госдумы призвал депутатов взвесить еще раз все риски фактического запрета на пластиковую упаковку.

«Я являюсь убежденным сторонником снижения потребления алкоголя в нашей стране. Поэтому любые законодательные инициативы, которые заявляются для этих благих целей, я внимательно стараюсь отслеживать и изучать», — отмечает депутат Госдумы Олег Лебедев. Данный законопроект, с его точки зрения, вызывает ряд вопросов. Во-первых, потому что пытается регулировать достаточно узкий сегмент большой проблемы, игнорируя, например, тот факт, что в литровую, двухлитровую, трехлитровую тару фасуются крепкие спиртные напитки. «Кроме того, как выяснилось, законопроект не прошел серьезного всестороннего общественного обсуждения, не прошел обсуждения в экспертном сообществе. То, что этот законопроект был внесен как-то келейно, — настораживает», — говорит Лебедев.

Если пивоваренной отрасли запретят использовать привычные виды упаковки, она будет вынуждена покупать другие виды тары, считает депутат. «Соответственно, понятно, чьи уши торчат из-за этого законопроекта. Я довольно откровенно говорю. И понятно, какая здесь забота о людях. На мой взгляд, это чистая экономика», — продолжает Лебедев.

С точки зрения экологии при производстве алюминиевой упаковки выбросы в атмосферу углекислого газа больше, чем при изготовлении пластиковой, отмечает он. ПЭТ-бутылки, по мнению ученых, более энергоэффективная тара.

«Если оценивать экологичность тары, следует оценивать суммарную энергию, затраченную при ее производстве и транспортировке. Для ПЭТ-тары она много меньше, чем для стекла или алюминия, — говорит кандидат технических наук Виктор Керницкий. — Ее производство менее энергоемко, дает меньше отходов и существенно меньше — парниковых газов. Если заменить ПЭТ-бутылку на стеклянную, выбросы углекислого газа возрастут в два с половиной раза, а на алюминиевую банку — в полтора раза».

В поисках новых аргументов против ограничений на пластиковую тару к экологическим исследованиям подключились пивовары.

«Приведу показательный пример. При переходе с пластика на стекло только дополнительные выбросы углекислого газа при производстве необходимого объема тары составят порядка 425 тысяч тонн в год, — отмечает вице-президент Пивоваренной компании “Балтика” Алексей Кедрин. — Для покрытия такого ущерба экосистеме России дополнительно потребуется три с половиной миллиона деревьев. В разделе законопроекта, посвященном финансово-экономическому обоснованию изменений, сказано: “Принятие проекта не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета”, следовательно, затраты на посадку такого огромного количества деревьев не предусмотрены».

Эксперты приводят в пример расчеты среднего по размеру пивоваренного предприятия в Туле. Экологи дали прогнозную статистику выбросов углекислого газа при производстве пивной тары в сравнении с текущей ситуацией и при переходе на другие, более энергоемкие виды тары.

Согласно итоговой оценке экспертов, возможный запрет ПЭТ/ использования пластиковой тары для алкогольной продукции приведет к увеличению выбросов углекислого газа как минимум на 56,7% в среднем по России. Цифра впечатляет не только профессиональных экологов, но это еще не все вероятные издержки отказа от пластика.

В случае ограничения объема ПЭТ-упаковки до 0,5 литра следует быть готовыми и к возрастанию энергопотребления. По данным экспертов, самым энергоэффективным видом упаковки из всех, используемых в пищевой и алкогольной промышленности, является именно ПЭТ-упаковка. При сохранении такого же объема производства пива и использовании при этом других видов тары объемом 500 мл понадобится, по некоторым оценкам, в два с половиной раза больше электроэнергии, что в условиях повышенной нагрузки на энергосистемы в ряде регионов просто невозможно.

Известна претензия экологов к пластиковому мусору, который захламляет и города, и мусорные полигоны. Однако в контексте замены пластика на стекло они готовы на компромисс, ведь в случае введения ограничений на пластиковую тару возрастет общий объем бытового мусора в стране: выброшенная бутылка ПЭТ объемом 1,5 литра — это 45 г твердых отходов, а три стеклянные бутылки по 0,5 л — 1 кг.

Из приведенных расчетов становится понятна логика думских экологов, выступивших против ограничений на пластик. Вопрос в том, что экологическое лобби в России всегда было довольно слабым, и главную роль в судьбе пластиковой упаковки для пива, скорее всего, сыграет социальный фактор. В условиях кризиса закрывать производства пива и ПЭТ-тары в регионах государство вряд ли захочет.

В идеале ПЭТ-упаковка подлежит 100-процентной переработке. «Уже сегодня в России есть мощности, способные перерабатывать до 160 тысяч тонн в год, или 30 процентов всех использованных пластиковых бутылок. Этим занимаются у нас около 30 предприятий. Постепенно в России выборка ПЭТ из отходов может достигнуть 80 процентов, как в развитых странах», — говорит президент Ассоциации производителей и переработчиков ПЭТ-индустрии (АРПЭТ) Александр Филипишин. Цена одной тонны ПЭТ-отходов достигает 30 тыс. рублей. В России собирают около 95 тыс. тонн ПЭТ-отходов в год. Темпы роста сбора — 20% в год. Отсортированный от остального мусора ПЭТ-пластик настолько востребован, что даже импортируется в Россию. Из него производят текстильные материалы, бутылки для пищевых и непищевых продуктов. Использованную ПЭТ-тару тоже можно переработать — в штапельное волокно, нетканые материалы, пленки, обвязочные ленты и другие материалы.